Массовый забой скота из-за дефицита кормов начался в Казахстане

Лето нынешнего года бьет рекорды жары во всем мире, не стал исключением и Казахстан. В первую очередь от этого страдают фермеры: растениеводы опасаются пустоколосицы, а животноводы отмечают проблемы с заготовкой кормов. Все это может привести к проблемам в обеспечении внутреннего рынка страны молоком и мясом. А в долгосрочной перспективе - и к снижению поголовья скота, которое уже сейчас отправляется под нож. К зиме масштаб забоя увеличится, если Минсельхоз РК и местные власти не примут срочных мер.

При этом ситуация нынешнего года даже хуже, чем двухлетней давности, когда погиб скот в южных и западных регионах. Об этом команда портала ElDala.kz не раз слышала, посещая молочные фермы по всей стране во время АгроКараван Молоко 2023, который мы провели в нынешнем году при поддержке компании Westfalia Казахстан и Республиканской палаты молочных и комбинированных пород КРС.

Сюжет в формате видео смотрите тут:

 

 

Сено подорожало в разы

В Костанайской области директор ТОО "Турар" Кайрат Оспанов сообщил нам, что стоимость сена в регионе на фоне дефицита выросла в несколько раз и достигла 50 тыс. тенге за тонну.

- В этом году нет сена, - рассказал Кайрат Оспанов. - У нас в регионе стоимость его достигает 50 тыс. тенге/тонна. Это притом, что стоимость тонны пшеницы - около 80 тыс. Это связано с тем, что весна была засушливая. Поэтому в этом году мы по грубым кормам будем выходить из положения за счет соломы.

В Восточно-Казахстанской области заместитель директора по производству Данияр Абитаев также рассказал о проблемах с заготовкой кормов в регионе.

- Позапрошлогодняя ситуация с дефицитом сена, которая тогда затронула южные регионы, скорее всего в нынешнем году повторится уже по всему Казахстану, - сказал Данияр Абитаев. - Сгорели многие поля и пастбища. Так что дефицит кормов будем ожидать. А дефицит кормов в дальнейшем перетечет в дефицит мясной продукции и дефицит самого скота.

В Акмолинской области генеральный директор Агрофирмы "Родина" Иван Сауэр рассказал нам, что засуха нынешнего года затронула намного больше областей, чем в 2021-м.

- Масштабы этой засухи намного шире, - рассказал Иван Сауэр. - Как-то так всегда складывалось, что если есть урожай зерновых, то с кормовыми могут быть проблемы. Но в этом году и с зерновыми у нас печаль, и с кормами совсем все плохо. Причем даже там, где прошли дожди. Это не такие большие площади, но есть регионы, где осадки выпали. Тем не менее весенние холода, потом засуха, потом жара - все это повлияло на корма, и с ними у нас ситуация очень сложная.

В первую очередь пострадают, конечно же, личные подсобные хозяйства сельчан, поскольку у многих из них нет возможности заготавливать корма самостоятельно, и они вынуждены их покупать. И при нынешнем уровне цен приходится высчитывать - выгодно ли им будет кормить свой скот либо просто забить его. И сейчас эти расчеты говорят не в пользу сохранения поголовья.

 

Кто подставил фермеров

И несмотря на то, что в силу искажения статистических данных заслуги ЛПХ в продовольственном обеспечении страны сильно преувеличены, нынешняя ситуация имеет далеко идущие негативные последствия.

- Подавляющее число жителей села, к сожалению, сегодня живет за счет своих личных подсобных хозяйств, - отметил Иван Сауэр. - Поэтому нельзя не обращать внимание на обеспечение кормами ЛПХ. Что мы видим сейчас: если раньше люди на селе в августе откармливали скот и планово забивали его к сентябрю, чтобы собрать детей в школу, то в этом году забой начался почти на месяц раньше. Народ грамотный, все посчитали и поняли, что при нынешних ценах на корма это выгоднее, чем пытаться получить привес к сентябрю. Причем скот забивается не под сбор детей в школу, а под опасения тяжелой зимы. И никто не дает людям сигнала, что они получат поддержку и поголовье нужно сохранить. А ведь это вполне реально - цены на зерно низкие, и вполне возможно продумать программу обеспечения фуражом сельчан. Плюс с крупными агроформированиями можно проработать вопрос обеспечения сельчан соломой. А что такое концентраты и солома? Это не просто выживание и сохранение поголовья, это получение и хороших привесов, и хороших надоев.

 

К сожалению, и местные власти, и Минсельхоз РК сложившуюся ситуацию предпочитают не замечать. В итоге и начался забой скота. А властями создается положительная картинка - нет ни угрозы от саранчи, ни от сайгаков для посевов. Проблемы старательно маскируются - в интересах чиновников. Об интересах фермеров и рядовых сельчан никто не вспоминает.

И это неизбежно приведет к новом витку финансовых проблем на селе, учитывая закредитованность и хозяйств, и жителей.

- Все программы микрокредитованя села на что направлены? - напомнил Иван Сауэр. - В основном на помощь в приобретении скота. Но скот мало купить, его надо кормить. Кормов нет, нет прибыли. И теперь получается, что этих заемщиков просто подставили.

В итоге ситуация приведет в тому, что животноводство не просто остановится в развитии, а откатится назад. Понадобятся годы на то, чтобы восстановить утраченное поголовье. Кроме того, важен психологический момент - однажды пострадавшие люди в этот бизнес вряд ли вернутся опять.

Сергей Буянов

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.