В Казахстане вымерзла половина урожая яблок

Казахстан практически лишился потенциального урожая косточковых фруктов (сливы, персики, абрикосы), а урожай яблок составит максимум половину реального объема. Причина - в морозной зиме в южных регионах, а также возвратных заморозках в апреле. В результате цены на фрукты останутся высокими, а торговые полки продолжит занимать импорт. Об этом порталу ElDala.kz рассказал Нурлан Куралов, учредитель компании «Аманкелди», которая выращивает фрукты, виноград и овощи в Туркестанской области.

Продовольственная инфляция в 2022 году превысила 20%. Тогда для этого были объективные причины - нарушение логистических цепочек, резкое ослабление тенге к рублю, рост цен на пшеницу и корма. Однако в нынешнем сезоне ситуация для производителей улучшилась, в том числе подешевели удобрения, существенно упала стоимость фуража, от которого зависит ценообразование на продукцию животноводства и птицеводства. Но, к сожалению, жители Казахстана в очередной раз убедились в том, что цены на наших прилавках могут только расти, но не могут откатываться обратно.

Например, год назад при подорожании зерна для птицы на 50% (со 120 тыс. до 180 тыс. тенге) в два раза подорожало мясо птицы. Однако сейчас, когда фуражное зерно стоит дешевле 80 тыс. тенге/тонна (а российское и того меньше), цены на мясо птицы на прилавках остаются на прошлогоднем уровне - 2 тыс. тенге/килограмм.

Производители говорят о том, что их вины в этом нет, а причина - в существовании длинной цепочки посредников на пути продукта от фермы до прилавка, а также в позиции самих торговых сетей, которые при снижении стоимости товара увеличивают свою маржу, а не снижают цены для покупателей.

- Пшеница подешевела в два раза, а хлеб, макароны - все осталось на прежнем уровне, - отметил Нурлан Куралов (на фото). - Или пример по нашей специфике: черешню со склада мы отдаем по 1 200 тенге/килограмм, а в магазине дешевле 3 000 вы ее не найдете. И объяснения этому нет. То же самое с клубникой. Понятно, что у нас свободный рынок, но министерству торговли нужно обращать внимание на такие вещи.

Читать по теме: Почему Казахстан ежегодно теряет $1 млрд на фруктах

Завышенные цены создают проблему в первую очередь именно производителям - их продукцию по такой цене никто брать не хочет или берет в ограниченном объеме. Для скоропортящихся ягод это риск потери товарного вида.

Также Нурлан Куралов указывает на кабальные условия работы торговых сетей с фермерами - ни о какой предоплате за товар речь не идет, в случае реализации производитель получает свои деньги через месяц, а то и три.

При этом механизмы участия государства в регулировании ценообразования могут быть разными и не обязательно давить на торговцев административными рычагами. Достаточно было бы упростить казахстанским товарам путь на прилавок. Сделать это возможно за счет создания сети заготовительных центров, куда производители фруктов или овощей, мелкие и крупные, могли бы сдавать свой урожай. Нурлан Куралов приводит в пример Узбекистан, где существуют такие центры, куда производители сдают свой урожай.

- Едешь по городу - и видишь сеть магазинов «Белорусские продукты», - обратил внимание Нурлан Куралов. - Магазинов «Казахстанские продукты» у нас нет, а они нужны. Или хотя бы какие-то отделы, полки в супермаркетах. Чтобы человек приходил и знал - это произведено в нашей стране. У нас есть QazTrade, который занимается поддержкой экспорта, а поддержкой реализации отечественной продукции на внутреннем рынке, импортозамещением не занимается никто.

Фермер не должен в принципе касаться вопросов реализации, его дело вырастить продукцию, уверен Нурлан Куралов. Вопросы хранения, продажи, переработки должно взять на себя государство, как минимум выстроив эту систему при участии бизнеса. Сюда же можно встроить и механизмы кредитования с помощью форвардного закупа.

Пока этой системы нет, фермеры не видят смысла в увеличении объемов производства ягод и фруктов. Показательным примером стал прошлый год, когда из-за низкой закупочной цены невостребованной оказалась огромная часть урожая. Фермеры юга просто не стали его собирать, поскольку сбыт не покрывал затраты.

Читать по теме: В Казахстане под снег ушло 100 тыс. тонн яблок

В нынешнем сезоне ситуация иная - холодная весна привела к гибели большей части урожая еще в момент цветения.

- В этом году все померзло, - отметил Нурлан Куралов. - Во-первых, зима была очень холодной, с аномальными морозами. Персики, слива, абрикосы уже зимой померзли. А когда было повторное похолодание в апреле, ситуация ухудшилась еще сильнее. Так что в этом году на юге фруктов будет очень мало. По факту остались только яблоки и виноград, но они тоже сильно пострадали. Яблоки дадут только половину от потенциального урожая, виноград - 70-80%.

К чему приведет недобор собственного урожая? Минторговли РК продолжит свою политику импорта фруктов и овощей (Таджикистан, Пакистан), а торговые сети воспользуются ситуацией, чтобы оставить цены на эту продукцию на нынешнем завышенном уровне. Пострадавшими останутся и местные фермеры, и население Казахстана.

Сергей Буянов

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.