Почему Казахстан ежегодно теряет $1 млрд на фруктах

Пастила – это натуральная сладость, продукт переработки яблок. Чтобы получить 1 килограмм пастилы, нужно четыре килограмма яблок. При этом килограмм пастилы стоит 3 тыс. тенге, а 1 килограмм падалицы, которая вполне подойдет для переработки, обойдется не дороже 100 тенге. Вот и получается, что даже с учетом всех остальных расходов переработка даст сотни процентов рентабельности. Но поскольку ее в Казахстане нет, десятки тысяч тонн яблок ежегодно просто гниют в садах Казахстана, вместо того чтобы приносить прибыль фермерам страны. 

Почему так получилось? Давайте разбираться вместе.

Обзор в формате видео можно посмотреть здесь:

В 2020 году Минсельхоз Казахстана определил перечень продуктов питания, по которым самообеспеченность страны была на недостаточном уровне. В их числе оказались яблоки, по которым местное производство покрывало потребность лишь на 63%. То есть при внутреннем потреблении на уровне 370-380 тыс. тонн в год ежегодный импорт яблок составляет 130-140 тыс. тонн.

Для наращивания объемов производства были увеличены инвестиционные субсидии на закладку интенсивных садов – с 25 до 40%. Кроме того, на 50% субсидировалось приобретение элитных саженцев.

Эти меры принесли результат, и производство яблок в Казахстане стало расти хорошими темпами. Сейчас в стране примерно 45 тыс. га садов, из которых 40 тыс. га – яблочные. Сконцентрированы они примерно поровну в основном в двух областях  - Туркестанской и Алматинской.

Однако вместе с ростом садоводства выявились и проблемы. Они, как и во многих других отраслях сельского хозяйства, оказались связаны со сбытом. Тут нельзя не обратить внимание на системную проблему: Минсельхоз Казахстана не считает себя ответственным за любые процессы, кроме, собственно, производства сельхозпродукции – заготовка, переработка, хранение остаются вне поля зрения аграрного ведомства. Отсюда и многие проблемы фермеров с продовольственной безопасностью страны и рентабельностью агробизнеса.

Отметим, что неблагоприятно сложилась внешняя конъюнктура: производство яблок в мире растет все последние годы, и налицо перепроизводство. Например, Иран вошел в пятерку крупнейших производителей мира и готов поставлять яблоки в Казахстан примерно по 200 тенге за килограмм.

Читать по теме: Фруктовая биржа спасет садоводов Казахстана?

На фоне этого стало очевидно, что требованиям торговых сетей удовлетворяет далеко не вся продукция, производимая казахстанскими садоводами. То есть для того, чтобы поставить партию яблок на реализацию, они должны быть откалиброваны по размеру и цвету. Естественно, необходимо и перебрать их для удаления порченых вредителями и подгнивших фруктов. Иначе покупатель, имеющий выбор в виде идеально подогнанных друг к другу импортных яблок, просто не будет брать казахстанскую продукцию.

Ну, и, конечно, казахстанским садоводам для устойчивой работы нужны фруктохранилища, чтобы придерживать основную часть урожая до зимы-весны, а не отдавать осенью по самым низким ценам.

Для крупных производителей эти требования проблемой не стали, они смогли позволить себе вложиться в создание инфраструктуры хранения и сортировки, а также переработки яблок для получения соков. А вот для мелких производителей, имеющих сады по нескольку гектаров, нет экономического смысла вкладываться в такое оборудование, они просто не смогут загрузить его объемами и никогда не отобьют. Потому что стоимость линии сортировки, например, составляет $500 тыс.

В результате крупные садоводы могут продавать сортированные яблоки в торговые сети Казахстана примерно по 350 тенге за килограмм, а также отправлять на экспорт в Россию или Беларусь по 400 тенге за килограмм.

Мелким же фермерам такие цены недоступны. Они сбывают яблоки ручной сортировки по 150-200 тенге килограмм, а некондицию и пададицу готовы отдавать по 50-100 тенге кг, но даже по этой цене не могут найти сбыт. Главным образом потому, что в Казахстане нет переработки яблок с производством пюре, джемов и прочих продуктов, которые сегодня практически полностью импортируются в страну.

Читать по теме: Почему садоводам Казахстана грозит банкротство

Что в итоге? По оценке самих фермеров, в 2022 году Казахстан получил урожай яблок на уровне 350 тыс. тонн. Однако не менее 100 тыс. тонн так и остались в садах, поскольку собирать их не было смысла – реализация не окупила бы расходы на уборку урожая.

Как считает Серик Садыков, председатель правления Ассоциации производителей посадочного материала РК, выходом могло бы стать создание кооператива, объединяющего мелких садоводов Алматинской области вокруг якоря – центра по приему, сортировке и переработке фруктов. Тут необходимы фруктохранилище на 50 тыс. тонн и различные линии. Общая стоимость проекта оценивается в $50 млн, и, конечно же, для его реализации нужна поддержка государства.

Аналогичный кооператив нужен и в Туркестанской области, отметил Нурлан Куралов, учредитель агропромышленной корпорации «Амангельды». В пример он привел Узбекистан, где в каждом районе есть подобные центры, куда фермеры везут свой урожай – кто 100 килограммов, кто тонну, кто 10 тонн. Центр сортировки и хранения обслуживает всех фермеров.

Читать по теме: В Казахстане под снег ушло 100 тыс. тонн яблок

Помимо решения вопроса сбыта, в рамках кооператива можно было бы вести образовательную работу и модернизацию садов с внедрением новых сортов яблок, предназначенных именно для переработки. Это позволило бы повысить урожайность в два раза, а также увеличить рентабельность садоводства за счет развития переработки яблок.

Ну, а пока Казахстан ежегодно импортирует продукции из фруктов на $1 млрд. Это всё те же джемы, соки и повидло, которые страна могла бы производить сама, уже имея достаточную сырьевую базу.

Сергей Буянов

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.