Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Узбекский контрафакт вытесняет казахстанских мукомолов с рынка
Мукомолы Узбекистана массово занимаются выпуском контрафактной муки, подделывая казахстанские бренды. При этом, власти страны закрывают на происходящее глаза, таким образом помогая своим переработчикам вытеснять компании РК с рынков соседних государств.
Знак качества
- Любую хорошую вещь в мире подделывают, от кроссовок до телефонов, - отметил Дос-Мукасан Таукебаев, директор карагандинской мукомольной компании «Мутлу». – При этом, бывает, подделывают качественно, так что от оригинала не отличишь. А бывает, подделывают как попало, нанося этим ущерб оригинальной марке и вызывая снижение продаж.
Что самое обидное, «поддельную» узбекскую муку делают из казахстанского зерна. Для этого в Узбекистане созданы условия – на ввоз муки из Казахстана установлена пошлина, а на ввоз зерна ее нет. Это сделало невыгодным поставки туда переработанной продукции и открыло двери сырью. К сожалению, государственные органы РК никак не защитили интересы переработчиков, хотя те много раз просили принять ответные меры в отношении соседей.
На фото: Дос-Мукасан Таукебаев
Так вот, узбеки производят свою муку из казахстанской пшеницы. Но поскольку у них выращивается и свое зерно, то оно также составляет значительную долю в производстве. Получается, казахстанская пшеница служит улучшителем изначально невысокого качества местного сырья. Итоговый продукт, полученный из смеси двух видов пшеницы, также значительно уступает по качеству чистой казахстанской муке.
Читать по теме: Атамекен просит правительство защитить интересы экспортеров муки и напитков в Узбекистан
Чтобы нивелировать эту ситуацию на своем рынке, узбекские производители и придумали подделывать уже раскрученные, хорошо известные покупателям бренды казахстанской муки.
- Все 160 казахстанских мукомольных компаний на узбекском рынке представлены, - рассказал Дос-Мукасан Таукебаев. – Хоть и в малом объеме, но все равно мы там продаем свою муку. И местное население, конечно, охотнее покупает казахстанскую продукцию. Поэтому, подделка наших брендов – это попытка обмануть покупателей, выдав свой товар за более качественный казахстанский.
Под крышей МВД
На прошлой неделе, 13 августа, представители одной из казахстанских мельниц засняли на видео факт производства контрафакта на предприятии в Ташкенте. Этот ролик на своей странице в Facebook разместил Евгений Ган, президент Союза зернопереработчиков Казахстана. По его словам, несмотря на то, что при записи видео присутствовали сотрудники правоохранительных органов Узбекистана, заявление по этому факту узбекским МВД принято не было.
На видео: на мельнице в Ташкенте муку фасуют в мешки с названиями казахстанских компаний
«Подобное бездействие узбекских правоохранительных органов не может не вызывать, по меньшей мере, сожаление. Мы видим, что на этом предприятии массово используются мешкотара с логотипами ведущих казахстанских мукомольных предприятий. Для того, чтобы эти бренды стали известными, наши компании потратили годы, годы труда и затрат, чтобы стать узнаваемыми и признанными. Компании официально зарегистрировали свои бренды. Массовое производство контрафактной мукомольной продукции на территории Узбекистана подрывает имидж самой страны, одновременно нанося непоправимый материальный вред казахстанским производителям», - написал Евгений Ган.
Конечно, для самих мукомолов это видео новостью не стало. Подделка казахстанской муки в Узбекистане поставлена на промышленную основу и длится уже не один год. Мукомольные компании РК неоднократно пытались бороться с этим – но бесполезно.
На фото: Евгений Ган
Например, компания DANI HAH обращалась в налоговые органы и прокуратуру Узбекистана в 2015 и в 2018 годах по поводу выпуска в Самарканде муки под их брендом. В правоохранительные органы передавались все необходимые для расследования данные, вплоть до адреса, где идет фасовка. Но реакции не последовало. И это при том, что торговая марка DANI HAH в Узбекистане официально зарегистрирована, и должна защищаться в соответствии с местным законодательством.
Помимо прочего, производителей Казахстана беспокоит то, что контрафактный продукт не проходит сертификацию, а значит, может являться некачественным, содержать какие-то опасные примеси или грибки.
- Письма в правительство РК по этой проблеме мы обязательно напишем, - по просьбе ElDala.kz прокомментировал ситуацию Евгений Ган. – В МИД РК, в МСХ РК, в Министерство торговли и интеграции РК, в Генпрокуратуру Казахстана. Факт нарушений интересов казахстанских мукомолов документально зафиксирован, есть все данные тех, кто занимается изготовлением контрафакта. Однако, будут ли приняты какие-то меры по этим письмам, мы не знаем.
Оригинал против подделки
Бренд «Мутлу» тоже подделывают уже несколько лет. Причем, поступают очень хитро. На продукции «Мутлу», помимо названия, в кружочке стоит знак «kz» - страна происхождения. Узбеки вместо него ставят «uz». В остальном все одинаково. И покупателю отличить оригинал от подделки почти невозможно.
На фото: слева подделка, справа оригинал
Обращаться в суд компания не может – бренд запатентован только на территории Казахстана. У многих компаний та же ситуация. Поэтому, вся надежда на то, что власти Казахстана все-таки обратятся к властям Узбекистана с просьбой (или требованием) навести порядок в этом вопросе.
Однако, сами мукомолы в реальности таких действий сомневаются: во-первых, переработчики привыкли к беззубости наших госорганов, во-вторых, прекрасно знают, что власти Узбекистана не заинтересованы в каких-то мерах по отношению к своим мукомолам.
Читать по теме: Почему мукомолы Казахстана теряют позиции на внешних рынках
Напротив, скорее следует ждать еще каких-то сюрпризов в отношении казахстанских переработчиков – узбеки твердо настроены вытеснить казахстанские компании из Афганистана. Для этого у них есть все - поддержка правительства, поддельные бренды, а самое главное - казахстанская пшеница, перемалывая которую, они и развивают собственную переработку, пока Казахстан продолжает торговать сырьем.
- Свое зерно в Узбекистане тоже выращивается, но вся южная пшеница по параметрам близка к кормовым классам, - пояснил Дос-Мукасан Таукебаев. – Муку с нее делать можно, но не рекомендуется, потому что на вкус она может быть горькой, темного цвета, тесто будет плохо подниматься, по содержанию питательных веществ она бедная. Лучшая пшеница в мире – это наш Северный и Центральный Казахстан.
Системный сбой
Именно за счет качества Казахстану удалось выйти на рынок Афганистана. Но и отсюда наших мукомолов пытается выдавить все тот же Узбекистан, применяя тактику, отработанную на внутреннем рынке – административные барьеры и контрафакт.
А именно – если вагон узбекской муки от Ташкента до Афганистана идет по тарифу $22 за тонну, то для муки из Казахстана такой же маршрут обойдется уже в $49 за тонну – это более $3300 с вагона. Естественно, лишние $27 ложатся в цену казахстанской продукции, и конкурировать с более дешевой узбекской она не может. А ведь кроме транспортных расходов, есть и другие преференции узбекских мукомолов, которые они получили от правительства своей страны – освобождение от пошлин и налогов при экспорте.
Что касается позиционирования на рынке, то и в Афганистане узбекские производители не стесняются использовать казахстанский бренд – либо на мешке написано, что «эта мука произведена из высококачественной казахстанской пшеницы», либо просто идет контрафакт. О том, что туда намешано и узбекское зерно, естественно, производители покупателей не информируют.
- К сожалению, наше правительство своих переработчиков никак не защищает, хотя мы не раз обращались с письмами в госорганы, - рассказал Дос-Мукасан Таукебаев. – А ведь у нас есть не только министерства, отвечающие за поддержку переработки, но и созданы специальные квазигосударственные структуры, отвечающие за поддержку экспорта. Ну, и где их работа? Ее просто нет. Вместо выхода на новые рынки, мы теряем те, на которых когда-то были лидерами. И все из-за того, что мы никак не отвечаем не протекционистские действия соседей. Какие мотивы у наших чиновников, остается только догадываться. Видимо, не хотят портить «добрососедские отношения», либо боятся нарушить какие-то правила ВТО. Но ведь в отношении нас все это нарушается – так почему нет зеркальной реакции?
Ответной мерой могла бы стать экспортная пошлина на зерно в Казахстане в размере, аналогичном импортной пошлине на муку в Узбекистане (это 18%). Тогда бы переработчики двух стран оказались бы в равных конкурентных условиях. И мукомольная отрасль Казахстан получила бы хороший толчок к развитию.