Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Переработчики предупреждают о резком подорожании масла
Масличное сырье дорожает по всему миру. Следом за ним дорожает и масло – на некоторых площадках тонна подсолнечного ушла за $1000. В прошлом году это было максимум $780. В связи с этим, стоит ждать повышения цен в Казахстане. А возможно, и дефицита масла.
Низкий урожай – высокие цены
Производители растительного масла Казахстана уже бьют тревогу – приобрести сырье они не могут, в связи с чем и без того невысокая загрузка заводов падает. Фермерам выгоднее продавать свой урожай по более высоким ценам трейдерам, отправляющим сырье за границу.
- Загрузки у отечественных маслоперерабтывающих заводов сейчас почти нет, - рассказал Серик Жарылгапов, глава Западно-Казахстанского филиала Ассоциации фермеров Казахстана. – Все сырье сейчас, сафлор и подсолнечник, уходит в Узбекистан и в Китай.
Тут сталкиваются интересы трех сторон – производителей сырья, переработчиков и покупателей. Ведь для рядовых граждан Казахстана повышение цен на продукты питания – процесс очень болезненный.
Читать по теме: Мировые цены на масло резко выросли — АгроДайджест №28
Виной всему – низкий урожай масличных. По словам Серика Жарылгапова, масличные в ЗКО сейчас дают всего 3 – 4 центнера с гектара. Аналогичная ситуация и в других регионах. Ущерб урожаю нанесли засуха, жара и активно расплодившиеся вредители. Обработки пришлось проводить несколько раз. Это и сами растения угнетало, и в итоге легло в себестоимость продукции. Поэтому фермеры заинтересованы в высокой цене – только она позволит им сохранить рентабельность. Однако, для отечественной переработки это означает перспективу приостановки из-за отсутствия сырья.
- Зарубежные трейдеры начинали покупать с 90 тыс. тенге за тонну, сейчас уже дают 120 тыс., тогда как наши не могут дать больше 110 тыс., - рассказал Серик Жарылгапов. – К нам приехали представители завода из Чу закупать сырье, месяц тут живут – смогли закупить только 96 тонн. Это мизер! Никто не хочет отдавать. При этом, они сейчас, при закупе сырья по 110 тыс., на масле уже ничего не могут заработать, отдают его по себестоимости. Зарабатывают чуть-чуть только на продаже жмыха. Почему наши производители должны стоять, а зарубежные работать на нашем сырье – мне это не понятно. Нужно вводить какие-то меры на уровне правительства, которые поддержать отечественную переработку.
Два варианта – один другого хуже
Одна из причин того, почему зарубежные переработчики могут предлагать более высокую цену за сырье из Казахстана, состоит в том, что у них выше и цена на масло. То есть, и наши заводы могут предлагать фермерам больше – но это приведет к резкому росту цен на конечный продукт на внутреннем рынке страны. Правительство этого старается не опустить, отсюда и обсуждение тех мер, которые позволят избежать роста цен.
В принципе, варианта всего два – либо ограничить (или закрыть вовсе) экспорт маслосемян из страны. Либо выплачивать дотацию фермерам, сдающим сырье на отечественные заводы. Оба варианта имеют свои минусы.
- Среднерыночная цена литра масла, в переводе на сырье, сейчас около 500 тенге, - рассказал Ербол Есенеев, заместитель председателя Ассоциации фермеров Казахстана. – Но в ближайшее время она вырастет до 600 - 700. А дальше возможно подорожание и до 1000 тенге, если урожай, который только сейчас начинают собирать, окажется низким. Или если его весь вывезут.
Читать по теме: Картофель в Казахстане будет дорогим
Перед правительством стоит сложная задача – так отстроить систему поддержки отечественной переработки, чтобы не пострадали интересы ни производителей сырья, ни населения.
- Для нас это извечная дилемма – сырье продавать или переработанную продукцию, - отметил Ербол Есенеев. – Пока ситуация выглядит так сельхозсырье мы продаем на примерно на $3 млрд в год, по цене примерно $200 за тонну. А готовые продукты питания потом завозим примерно тоже на $3 млрд, но уже по цене $1000 за тонну. То есть, дисбаланс в пять раз, и не в нашу пользу.
Ввел запрет – нажил много бед
Ограничения на экспорт маслосемян принесут выгоды отечественным переработчикам, но только в краткосрочной перспективе. А в долгосрочной перспективе любые ограничения – это неправильно. И в первую очередь, ущерб понесут фермеры, ведь пользуясь отсутствием конкуренции, отечественные переработчики могут просто снизить закупочные цены на сырье. Так считает Евгений Карабанов, официальный представитель Зернового Союза Казахстана.
- Это первый минус, - отметил спикер. – Второй негативный момент состоит в том, что отсутствие конкуренции дестимулирует самих переработчиков к модернизации производства. Смотрите, сейчас наши производители масла не могут предлагать цену выше, чем предлагают те же узбеки или китайцы. Почему? Все дело в эффективности работы. Наши часто ссылаются на то, что узбекам транспортировка готового масло в тот же Афганистан обходится примерно на $15 дешевле, чем им. Но ведь при этом, узбеки тратятся на доставку сырья из Казахстана. Так что, причина все-таки не в этом, и не в более дорогом электричестве. Дело в том, что наши заводы требуют модернизации, которая повысит выход масла и даст другие преимущества. Кроме того, там нужно улучшать общий менеджмент и экономику.
Читать по теме: Цена тонны пшеницы превысит 100 тыс. тенге
И тут свое слово должно сыграть правительство. Евгений Карабанов намного более эффективной мерой поддержки отечественных переработчиков считает не введение запрета на экспорт маслосемян, а субсидирование фермерам сдачи сырья на казахстанские заводы. Конечно, мера должна быть временной, года на два - три.
Купил весной – получил осенью
Также в этот период нужно использовать и другие инструменты – такие как льготное кредитование заводов на пополнение оборотных средств. В том числе, эти деньги должны идти на форвардный закуп сырья у фермеров.
- Вот, есть у нас Продкорпорация – и не надо зацикливаться на том, что она является национальным оператором только лишь по зерну, - отметил Евгений Карабанов. – Это прекрасный инструмент работы и по другим культурам, прежде всего масличным. Нужно выкупать продукцию у фермеров, формировать стабфонды – и таким образом тоже поддерживать отечественных переработчиков. В том числе, делать это весной, через форвардный закуп. Точно также могут действовать и производители масла. Многие фермеры весной готовы контрактоваться под будущий урожай, потому что им нужны средства на проведение сева. Хорошо будет обеим сторонам – фермер получает финансирование весной, а переработчик осенью – сырье по разумной цене.
Читать по теме: Минсельхоз разработает дорожную карту по развитию переработки зерновых
Резюме очевидно – действовать нужно не грубыми инструментами вроде запретов и ограничений, а более тонкими. Тем более, что запреты могут ударить и по самим переработчикам если их введет, например, Россия – в прошлом сезоне из соседней страны отечественные заводы завезли только рапса более 100 тыс. тонн. Если они потерят такую возможность, ситуация и вовсе станет катастрофичной.
- Кстати, сама Россия идет по пути экспортных пошлин, - рассказал Евгений Карабанов. – Но я думаю, это для нас тоже не лучший вариант, потому что в итоге пострадают только фермеры – экспортеры отминусуют размер экспортной пошлины от цены закупа. Вот и все. А зачем это делать? Ведь основная наша задача – поддержать фермеров, не растерять их как класс, пока еще толком не сформировавшийся.