Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Как Казахстану выйти на глобальный рынок мяса
Перед аграрной отраслью Казахстана стоит задача повышения рентабельности. Один из путей к этому - экспортировать не сырье, как сейчас, а переработанную продукцию. Однако здесь тенденция обратная - год от года увеличивается доля сельхозсырья в экспорте. Например, зарубежные рынки охотно принимают зерно из Казахстана, но все меньше берут муки (не говоря уже про продукцию более глубоких переделов).
То же самое касается масличных - за рубеж уходит большой объем льна и подсолнечника, а отечественным производителям масла просто не хватает сырья для переработки.
Открытые каналы
Также одной их пострадавших отраслей стала мясопереработка. В Казахстане с 2011 года работал Проект повышения экспортного потенциала по мясу КРС. Однако достичь заявленных целей не удалось (а это экспорт 60 тыс. тонн говядины в 2016 году и 180 тыс. тонн - в 2020-м). Сегодня зарубежные партнеры охотно покупают скот в Казахстане (причем молодняк, а не откормленных животных - откармливать предпочитают сами, получая добавленную стоимость), но не спешат брать мясо.
В результате Казахстан ежегодно закупает за рубежом большой объем колбас и других изделий из мяса (56,4 тыс. тонн в 2020 году), в самой стране мясокомбинаты работают с загрузкой на уровне 30% из-за нехватки сырья - сотни тысяч голов скота вывозятся в Узбекистан в живом виде (за семь месяцев 2020 года - 110 тыс. 874 головы КРС и 95 тыс. 640 голов МРС).
Читать по теме: ТОП регионов по экспорту живого КРС
Помимо нехватки сырья, еще одна причина неразвитости перерабатывающей отрасли - неготовность (или нежелание) экспортных рынков принимать готовую продукцию из Казахстана. Во-первых, страны защищают собственных переработчиков, вводя заградительные пошлины на импорт. Во-вторых, требуется процедура согласования разрешительных документов, которая может занимать годы.
Эксперты говорят о том, что в этом смысле Казахстану мог бы помочь приход в страну транснациональной компании с сильными позициями на глобальном рынке мяса, которая бы построила в стране современный мясоперерабатывающий завод и обеспечила реализацию казахстанского мяса по своим уже открытым каналам. Сам завод мог мы стать центром мясного кластера.
Мясной кластер
Своим мнением о том, как Казахстану работать на внешних рынках, с порталом ElDala.kz поделился немецкий эксперт Йорг Динкелакер (на фото), консультант Всемирного Банка, независимый директор Аграрной кредитной корпорации. Долгое время он руководил проектом "Казахстанско-Германский аграрно-политический диалог" при Федеральном министерстве продовольствия и сельхозполитики Германии.
- В первую очередь нужно сказать, что цены на всю сельхозпродукцию сейчас растут, и продавать выгодно как сырье, так и продукты сельхозпереработки, - сказал Йорг Динеклакер. - Особенно в цене масличные - например, тонна рапса сейчас стоит более 600 евро. И тут все очень просто - если от нас за рубеж идет именно сырье, это значит, что цена закупа казахстанских перерабатывающих предприятий ниже, чем предлагают зарубежные покупатели. Это говорит о том, что перерабатывающие предприятия внутри страны просто не конкурентоспособны.
Вторая проблема, на которую нужно обратить внимание, именно в секторе переработки мяса в Казахстане: мясокомбинаты получают прибыль только за счет продажи мяса. А в Германии, например, в переработку уходят все части туши, в том числе и внутренние органы. Это повышает рентабельность мясокомбинатов и обеспечивает им конкурентоспособность - они могут предлагать фермерам за живой скот более высокие цены.
В Казахстане же части туши, не находящие сбыт, просто выбрасываются, хотя эксперт уверен, что в Китае есть компании, которые были бы готовы это все купить, если бы имели такую возможность. К сожалению, пока Казахстан не имеет разрешения на поставки субпродуктов в Китай из-за проблем с ветеринарией. И это - то направление, в котором должны более активно работать государственные органы, открывая внешние рынки.
Читать по теме: Мясо в бутылке: почему не сработал запрет на вывоз скота
- Президент Казахстана в Послании 1 сентября сказал о том, что стране нужна более совершенная система ветеринарии, - отметил Йорг Динкелакер. - Но дело в том, что Казахстан - огромная страна. Пытаться решить этот вопрос сразу на всей территории очень сложно. Выход может быть в создании региональных кластеров. Скажем, взять Северный Казахстан, где ситуация с ветеринарией стабильна, и обеспечить возможность поставки на экспорт продукции животноводства именно оттуда. В Германии это работает именно так: если какая-то земля не имеет проблем с заболеваниями скота, то она имеет право экспортировать свою продукцию. Ну, а те, где проблемы есть, не могут.
Близкие рынки
Региональная специализация в целом по любому виду сельхозпродукции поможет повысить конкурентоспособность казахстанских производителей и помочь им выйти на внешние рынки, уверен Йорг Динкелакер. Особенно это важно на глобальном рынке мяса, где очень много сильных игроков - это Австралия, Аргентина, Бразилия, Уругвай и другие. Они конкурентоспособны именно за счет специализации.
- В этих странах вся государственная политика в аграрной отрасли сфокусирована именно на том, чтобы обеспечить экспорт мяса, - рассказал Йорг Динкелакер. - Например, в Уругвае есть отдельный государственный орган, который занимается именно вопросами обеспечения конкурентоспособности продукции на глобальном рынке и продвижения ее на экспорт. Не будем ходить далеко - в Нур-Султане при посольстве США есть специалист, который курирует продвижение американской продукции, связанной с сельским хозяйством, на рынок Казахстана. Точно так же внешнеторговая палата Германии имеет представительство в Алматы и занимается этими вопросами. А вот у Казахстана за границей есть специалисты, которые ищут потенциальных инвесторов, готовых вкладываться в экономику РК. Но при этом я не знаю специалистов, которые бы работали при представительствах Казахстана в тех странах, рынки которых интересны отечественным производителям сельхозпродукции, и помогали налаживать связи с потенциальными покупателями.
Наиболее интересными рынками для продажи мяса из Казахстана Йорг Динкелакер называет арабские страны - Дубай, Кувейт, Саудовскую Аравию и прочие. В этом регионе и спрос на мясо высок, и платежеспособность достаточная. Здесь и должны работать представители государственных органов (Минторговли, например), открывая возможности сбыта. При этом внутри Казахстана можно было бы создать специализированный мясной кластер, сфокусированный на поставках мяса именно в арабский регион. В этом случае было бы проще обеспечить контроль за вопросам ветеринарной безопасности и получить все необходимые разрешения.
Читать по теме: Win to win: кто поможет Казахстану заработать на экспорте мяса
По той же схеме можно работать и с другими рынками сбыта: внутри кластера идут выращивание скота, заготовка и упаковка мяса, далее отстраиваются логистические цепочки для поставок.
- А если отдать все это бизнесу, предоставив каждому фермеру искать себе партнеров за рубежом, то результата не будет, - отметил Йорг Динкелакер. - Это слишком сложно и требует слишком много сил и времени. Без поддержки государства не обойтись. Также к этой работе нужно подключать фермерские объединения и крупные бизнес-ассоциации, такие как НПП «Атамекен».
В качестве примера успешного взаимодействия государства и бизнеса в вопросах экспорта сельхозпродукции Йорг Динкелакер привел Таиланд. В этой стране при поддержке правительства создана система поставок продуктов питания в рестораны тайской кухни по всему миру. Поддержку бизнесу правительство оказывает на всех этапах цепочки - от кредитования фермеров и выращивания продовольствия до поставок во все страны мира.