Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Казахстанские фермеры готовы увеличить площадь сева на 30%
Вводя запрет на экспорт сельхозсырья, правительство Казахстана подает неверный сигнал аграрному бизнесу. И вынуждает думать о сокращении посевов в тот момент, когда страна, напротив, имеет шансы получить высокий урожай и выйти на ведущие позиции в регионе по производству продовольствия. Так считает Ербол Есенеев, советник по АПК председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».
Читать по теме: Казахстанские экспортеры не хотят потерять внешние рынки
Золотой запас
Напомним, что все минувшее десятилетие власти Казахстана раз за разом говорили о необходимости выстраивания экспортоориентированного АПК. Это положение закреплено как в посланиях Елбасы и Президента РК, так и госпрограмме развития отрасли — с 2017 по 2021 годы экспорт сельхозпродукции из страны должен вырасти в 2,5 раза.
Выполняя эту задачу, создавались специальные госструктуры для продвижения казахстанских товаров на внешних рынках, заключались межправительственные соглашения, снимались барьеры.
Но вот, стоило возникнуть намеку на проблему, как власти поменяли позицию на 180 градусов. Оставив бизнес у разбитого корыта — с разорванными контрактами, разрушенными планами — и с обязательством продавать свой товар внутри страны по фиксированным ценам (намного более низким, чем за рубежом).
Министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров 2 апреля подписал запрет на вывоз из страны на период до 1 сентября семи наименований продукции, в том числе семян подсолнечника. Ещё четыре товара будут квотироваться.
— Именно производители семечки пострадают от этого запрета больше всего, — рассказал Ербол Есенеев. — Дело в том, что маржинальность их продукции высока, и они на кредиты не рассчитывают, а действуют таким образом: хранят определенную часть урожая до весны, продают ее, и таким образом получают средства, необходимые для сева. Это их «золотой запас», гарантия стабильности бизнеса. Но запрет всю отработанную схему перечеркнул.
Хороший год
Примерно такая же ситуация (может, в чуть более лёгкой форме) и у других сельхозтоваропроизводителей. Как известно, банки агробизнес Казахстана не кредитуют. Холдинг «КазАгро» с его 70 млрд закрывает менее 10 % потребности фермеров в финансировании сева. Таким образом, на 80-90 % крестьяне при проведении весенних полевых работ рассчитывают только на собственные ресурсы. Однако, лишившись возможности экспортировать свои запасы, они потеряли почву под ногами. Тем более, что снижение курса тенге вмиг увеличило расходы на сев на 20%.
Что делать в этой нестабильной ситуации? Да ещё и при реальной перспективе, что новый урожай придется продавать по фиксированным, совсем не рыночным ценам? Фермеры сразу же думают о сокращении посевов. Как минимум, на те 20%, на которые выросла цена полевых работ. С учётом, что посевная площадь в Казахстане планируется на уровне 22,5 млн га, минус может составить 4,5 млн га! Серьезнейший удар по продовольственной безопасности страны, которую правительство так неуклюже пытается защитить, вводя запреты.
— Что самое обидное — мы подошли в тому моменту семилетнего цикла, когда нас ждут два очень благоприятных, урожайных года — 2020 и 2021, — отметил Ербол Есенеев. — Ситуация такая, что если посеять 1 зерно — получишь 70. И это в тот момент, когда в Европе (Италия, Франция, Испания) из-за коронавируса проведение качественного сева под вопросом. Есть риск того, что ЕС потребуется продовольственная поддержка соседей. Ту же самую роль мы, Казахстан, должны быть готовы сыграть в Центральной Азии, которая зависит от нашего зерна. Это — наш уникальный шанс занять ведущие позиции в регионе. Если у нас будет хлеб — все придут к нам. Так что, нужно помогать аграриям в проведении сева, а не бить их по рукам запретами.
Народный календарь также обещает хорошую влагозарядке почвы, отметил 4 апреля в своем письме властям региона Фермерский центр Актобе. Есть все основания расширять площади, и актюбинские крестьяне готовы нарастить планы сева сразу на треть от прежних! Аналогичные планы в масштабах страны — это рост пашни почти до 30 млн га!
Но для того, чтобы это стало возможным, они просят от правительства поддержки (прежде всего, выделением ГСМ). Но пока вместо этого аграрный бизнес сталкивается с непродуманными запретами.