Канат Кобесов: Пшеница подорожает до 100 тыс. за тонну

Жатва зерновых в Казахстане близиться к финишу, и на смену вопросу «как собрать» приходит вопрос «как продать». Ответить на него мы попросили Каната Кобесова, председателя правления Национальной ассоциации экспортеров KazGrain, генерального директора трейдинговой компании Nurly Zhol Trade.

Все интервью в формате видео можно посмотреть тут:

Интервью в аудиоформате можно послушать тут:

«Мы будем продвигать бренд KazGrain»

- Здравствуйте, Канат Керимович! Давайте начнем с истории создания ассоциации. Появилась она недавно, и насколько я понимаю,  причиной объединения  трейдеров стали проблемы, с которыми они столкнулись весной нынешнего года после введения Минсельхозом РК  ограничений на отгрузки зерна за границу. Сколько у вас участников, и какая предполагается работа в рамках ассоциации?

- Добрый день, Сергей, спасибо за приглашение! Да, действительно, наша ассоциация очень молодая, ей четыре месяца. Ее созданию предшествовали ограничения на экспорт зерна, которые были введены с 1 апреля этого года. Произошел коллапс  - уже груженые вагоны стояли, рушились контракты. В этой ситуации предприниматели начали активно общаться - сначала 15 человек, потом 20. Число росло, появился свой чат в WhatsApp. Там мы обсуждали и создавали свои обращения в Минсельхоз, в НПП «Атамекен». В итоге, совместными усилиями мы добились того, что государственные органы нас услышали. Причем, мы не требовали какой-то манны небесной, а просили, элементарно, открыть рынок и дать нам работать. И мы добились, что сначала выпустили наши груженые вагоны, а потом сняли запрет на экспорт.

Читать по теме: Зернопереработчики против квот на экспорт казахстанской муки​

И мы решили – раз есть инициативная группа, нам нужно для защиты своих интересов создать объединение. Проголосовали и приняли решение. После снятия карантина прошли регистрацию и объявили о создании. В чате у нас было 150 компаний, все они идею поддержали. Сейчас идет процесс формального вступления, более 50 компаний уже включены в реестр, а заявления продолжают ежедневно поступать. Потенциал я вижу в 100 активных компаний-экспортеров из сектора МСБ.

Цель ассоциации - развитие экспортной торговли и поддержка добросовестной конкуренции. Встречаясь с зарубежными партнерами, приходится слышать, что кто-то из них ранее сталкивался с нерадивыми поставщиками – деньги взяли, но зерно не отгрузили. Бывает наоборот – недобросовестный заказчик. В рамках ассоциации мы будет помогать находить друг друга добросовестным участникам рынка. Ассоциация будет нести ответственность за то, чтобы входящие в наш состав компании свои контракты исполняли неукоснительно.

За прошедшие два – три месяца мы уже провели определенную работу. Например, встретились с послом Узбекистана в Нур-Султане, который как раз об этом и просил – дать те компании, которые гарантированно исполнят свои обязательства. Со своей стороны, он обещал дать надежных заказчиков. Так что, эта работа идет, есть результаты. Аналогичные встречи у нас прошли в Посольстве Кыргызстана, в торгово-промышленной палате Афганистана.

Плюс, мы рассматриваем вопросы финансирования сделок. На нас со своим предложением вышла немецкая компания, которая поможет с оборотным капиталом. Все наши трейдеры хотят расти, увеличивать объемы отгрузок, но основная болезнь – не хватает «оборотки». Плюс, когда новый контакт привлекается, заказчики не всегда доверяют деньги и хотят поработать без предоплаты. Немецкая компания поможет с этим, выделяя средства на закуп зерна.

И четвертое, мы очень хорошо работаем с нашими казахстанскими IT-шниками, которые мониторят истории компаний, оценивая риски сотрудничества – были ли суды, дееспособна ли она. Это очень помогает оценивать потенциал сотрудничества.

Читать по теме: Общую систему учета сельхозпродукции создадут в ЕАЭС​

Также мы сейчас участвуем в обсуждении концепции новой программы развития АПК, которое было запущено после Послания президента РК: НПП «Атамекен» создал площадку, куда приглашает и нас.

Вот такая работа уже ведется, и есть много других планов. В частности, продвижение самого бренда KazGrain. Его мы взяли неспроста. Я связался с его владельцами, которые несколько лет подряд проводили одноименный форум. Теперь и мы будем его организаторами. Вообще, в следующем году, если позволит эпидемиологическая обстановка, мы проведем несколько масштабных событий. Причем, объединять мы планируем не только зернотрейдеров, но и всех, кто связан с сельхозкой, включая переработчиков.

 

«Цены не отражают рыночную действительность»

- Весенние проблемы остались позади, но у нас на дворе осень. И  этот период для экспортеров также традиционно связан с целым спектром сложностей. Это и нехватка зерновозов, и повышение тарифов на транспортировку, и прочие неприятности. Как в этом отношении складывается ситуация в нынешнем сезоне? С 1 октября тарифы должны подняться?

- В целом, если сравнивать прошлый год и нынешний, то тогда осенью ожидался ажиотаж в перевозках. Заявлялось на экспорт объемов больше, чем оказалось по факту, и в итоге вагонов хватило. Сейчас ситуация повторяется – вагонов должно хватить, никакого ажиотажа в этом вопросе не ощущается. Разговариваю с членами нашей ассоциации из других регионов – у них точно также, вагоны есть.

 Основной оператор зерновозов у нас «Астык Транс»,  и он действительно заявил, что с 1 октября меняются тарифы на внутренние перевозки. Плюс, отменяются ранее действовавшие льготы. Это понятно – осенью так всегда случаются. Есть второй способ перевозки нашего зерна – это крытые вагоны. Если сравнивать их стоимость с зерновозами, они дешевке, как всегда и было.

Так что, как я полагаю, нехватки вагонов у нас не будет, потому что экспорта у нас будет меньше, чем мы планировали или рассчитывали ранее, два – три года назад.

Читать по теме: Теневой рынок зерна в Казахстане оценили почти в 1 млн тонн​

С железнодорожниками я разговариваю и знаю, что у них создан зерновой штаб, который будет отслеживать ситуацию по регионам. Кроме того, у нас работают частные операторы, и мне самому попадает несколько коммерческих предложений в день – тарифы вполне приемлемые.

- То есть, с транспортировкой проблем не ожидается – было бы, что вывозить. В этом плане, как в нынешнем году складывается ситуация и с объемом урожая, и с его качеством? Помните, у нас были три подряд влажных года, и казахстанская пшеница стала терять свою репутацию зерна высокого качества. Нынешний год был засушливым, и это должно было повлиять на качество положительно. И пока по отчетам мы видим, что более 80% зерна – это 3 класс.

- Да, это верная информация – по качеству зерна вопросов нет, большой объем пшеницы имеет клейковину 30-32%. Много пшеницы 3 класса именно с высокой клейковиной, хай-про и выше.

Но как вы знаете, наши традиционные рынки сбыта, страны Центральной Азии, потребляют более дешевое зерно 4 класса.

Нынешний дисбаланс нас удивил, ведь погодные условия были неровными, уборка урожая началась раньше, и более 90% площадей уже убраны. Зерно уже намолочено, разводится по элеваторам. Очень много 3 класса, а нам нужна «четверка». Узбеки «четверку» берут, таджики, афганцы…

- То есть, качество зерна в нынешнем сезоне избыточное?

-  Да, именно избыточное.

- И видимо, это повлияет на цены – фермеры будут оценивать такое зерно выше. И вам будет сложно продать дорогое зерно на традиционные рынки сбыта. Может быть, есть новые рынки, заинтересованные в высоком качестве? Где-то видите потенциал?

- Европа и Турция очень заинтересованы в твердой пшенице для производства макарон – но ее у нас производится очень мало. И эти объемы уже на год вперед расписаны – что куда пойдет.

А по сбыту «тройки» - придется думать, очень серьезно думать.

Читать по теме: Цена тонны пшеницы превысит 100 тыс. тенге

Что касается цен, то «Продкорпорация» на днях объявила свои цены закупа. Они не отражают рыночную действительность. Как я понимаю, этот оператор сдерживает цены на сельхозпродукцию. Может быть, это и правильно – это должно подхлестнуть наших крестьян работать над снижением себестоимости своей продукции.

- То есть, цены «Продкорпорации» ниже, чем все ожидали?

- Ниже, существенно ниже. Разбег 10 тыс. тенге на тонну между ценой рынка и ценой «Продкорпорации». Это очень много. Получаетcя, $23-25. А ведь трейдерская маржа $5-7 в лучшем случае.

 

«Китайцы покупают очень мало»

- Какие-то ограничения на экспорт со стороны Минсельхоза осенью вы ожидаете, аналогичные тем, что вводились весной?

- Объективных причин для ограничения экспорта я не вижу. Зерно есть, стабфонды обеспечены, заказы идут, фитоорганы свою работу делают. Так что, до конца года ограничений мы не ждем. А вот весной, в марте-апреле, все возможно. Поживем – увидим. 

- Возвращаясь к новым перспективным рынка – что с Китаем? Одно время про поставки зерна туда много говорили, потом энтузиазм экспортеров стал снижаться. Вы видите на этом направлении какие-то возможности? 

- Китай очень большой, население огромное, потребляет страна зерна очень много. Но если смотреть статистику, поставки из Казахстана туда очень небольшие. Наши госорганы ведут работу, ежемесячно в реестр Китайской таможенной службы добавляются новые компании. Сейчас уже их число приближается к шести сотням.

Читать по теме: Переработчики предупреждают о резком подорожании масла​

Но зерна из Казахстана Китай в год импортирует всего 100-200 тыс. тонн. Это пшик от нашего экспортного потенциала, измеряемого в 10 млн тонн. При этом, инфраструктура есть – две входные станции, логисты работают. Почему китайцы покупают так мало – большой вопрос.

Но при этом, их восточное побережье покупает большие объемы зерна из России и Украины, от каждой страны по 1 млн тонн. Его везут туда из портов Черного моря. А ведь мы – тут, под боком. Так что, Минторговли должно пробивать нам дорогу.

- Вы считаете, вопрос тут именно в недостаточной активности наших госорганов? Или есть какие-то объективные причины? Насколько я знаю, Китай заинтересован именно в зерне высокого качества. Так что, не дает ли нынешний год хорошие шансы для наращивания экспорта в этом направлении?

-  Все возможно. Но я все-таки полагаю, что вопрос там больше политический. Мы-то, как предприниматели, с покупателем всегда договориться сможем. Насколько известно мне, зерно мы туда сейчас имеем право ввозить только на территорию СУАР. Там его должны перерабатывать и отправлять уже дальше, во внутренний Китай. А сколько сам СУАР у нас может покупать, и почему не покупает, для меня остается загадкой. Не раз было – приезжают китайцы, качество устраивает, идет обсуждение, уже доходит до подписания контракта – а потом все идет «в стол». Почему Китай стоит – я понять не могу.

 

«Мукомолы эту войну проиграли»

- Еще одна сложность прошлого года – слишком дорогое зерно на внутреннем рынке. Это создавало сложности с экспортом – с учетом доставки, цена получалась неконкурентоспособной. В нынешнем сезоне какой должна быть цена пшеницы, чтобы она спокойно отгружалась за границу?

- Цену всегда формирует рынок, спрос рождает предложение. Но если говорить про нынешний момент, то разбег между минимальной и максимальной ценой стал слишком велик. Если на начало года разбег был в пределах $5, то сейчас почти $30 на «тройку» и «четверку». Кто-то заключает контракты по $234, кто-то по $205, и возникают вопросы  -откуда цена $205 DAP Сарыагаш? По моим ощущениям, просто активизировались нечистые на руку экспортеры. И цена немного откатилась по сравнению с апрелем-маем. Тогда пшеницу продавали и по $250, и по $260, и по $270. И контракты были… Если говорить об ожиданиях, то к концу года рост будет.

- До какого уровня? До 100 тенге тонна «тройки «дорастет»?

- Думаю, да, настроения такие бродят. Видите в чем нюанс – цену формирует не трейдер, а крестьянин. Сейчас он собрал урожай и сидит в выжидательной позиции – что будет? А тем временем, в ожидании второй волны коронавируса все будут запасаться продовольствием, и продавцы ждут – кто даст больше. Средняя Азия будет скупать очень сильно.

- Давайте затронем интересную тему – взаимоотношения экспортеров зерна и муки. Мукомолы считают, что Казахстан должен экспортировать как можно больше муки и как можно меньше зерна. При этом жалуются, что их мука часто неконкурентоспособна. Как вы смотрите на этот вопрос? 

- Вопрос, конечно, интересный! Ассоциация мукомолов на протяжении 10 лет обращается к правительству с просьбой защитить их интересы, введя экспортные пошлины на зерно. Но как? Зачем ставить нас в неравные условия? Мы же не виноваты, что Узбекистан или Таджикистан создают условия для ввоза сырья, а не готовой продукции? Мое личное мнение – мукомолам надо иди в глубокую переработку, а также создавать свои торговые дома в том же Узбекистане, в том же Хайратоне. Только так выживать. Либо же на Китай в Хоргосе продавать, как карагандинские мукомолы.

Читать по теме: Узбекский контрафакт вытесняет казахстанских мукомолов с рынка​

А зерно как идет – так и должно идти. Посмотрите на цифры – в течение года мы продаем 10 млн тонн зерна и продуктов перемола, из них только 30% составляет мука. Остальное – зерно. Как остановить его экспорт? Мукомолы должны задуматься. Они эту войну проиграли, я считаю.

- В конечном счете, как мне кажется, государство должно исходить из того, что выгоднее фермерам. По идее, поддерживать нужно производителей.

- Есть  парадоксальный момент – наши мукомолы утверждают, что их мука неконкурентоспособна на традиционных рынках в Средней Азии. Но при этом, на узбекский рынок начала проникать российская мука. То есть, она идет транзитом через Казахстан, трейдеры уплачивают транзитный тариф, который намного выше экспортного. И тем не менее, в Узбекистане ее покупают. То есть, нашим фермерам надо задуматься над себестоимостью. Смотрите, в России с гектара собирают 30-32 центнера, в Казахстане – 12 центнеров. Представляете, насколько их себестоимость ниже?  Поэтому наши мукомолы готовы закупать более дешевое российское зерно, чтобы делать из нее дешевую муку.

Читать по теме: Почему мукомолы Казахстана теряют позиции на внешних рынках​

Второе: российское зерно также пошло в Среднюю Азию транзитом через Казахстан. С того же Оренбурга, Саратова, Алтайского края. Оно проходит по цене. В апреле-мае нас ограничили, но пустили туда российского экспортера. И он закрепился. Так что, вопрос стоит о том, как нам не потерять наши традиционные рынки и по зерну.

 

«Основная масса зерна завозится легально»

- Раз мы заговорили про Россию, давайте еще одной темы коснемся - это часто обсуждаемый вопросы «серого» импорта зерна в Казахстан из России. Как вы считаете, эта проблема реальна или надумана, и как надо решать вопрос учета и прозрачности зернового рынка? Сама РФ собирается создавать цифровую систему учета зерна с 2022 года.

- Когда говорят про «серое» зерно, часто звучат инсинуации. Преувеличиваются масштабы проблемы. Есть предприниматели, которые завозят зерно по-белому, я их знаю и уважаю – платят входной НДС, оформляют все справки и сертификаты. А есть челноки, которые никакие документы не оформляют, тупо привозят 100-200 тонн зерна, выставляют на «пятак» и делают торги. И потом у нас вот из этой мухи делают слона, как будто сюда привезли 20-30 тыс. тонн. Челноков задерживают, и потом мы в новостях видим – там изъяли 300 тонн, там 400. Это же мизер! А основная масса зерна к нам завозится легально.

У России вопросы именно по карантинной службе, и она хочет навести порядок именно в этом вопросе. Информационную систему они внедрят, всю схему движения зерна оцифруют. Слов на ветер они не бросят.

Читать по теме: Как «серое» зерно поможет заработать Казахстану​

Что касается Казахстана, то у нас с цифровизацией все хорошо. У нас работает информационная система по зерновым распискам. Завез зерно на элеватор, оцифровал, штрих-код получил – все прослеживается. Единственное, эту систему нужно расширить на все склады, включая фермерские. Это позволит повысить культуру ведения бизнеса крестьянами. У нас даже родилось предложение – внедрить стандарт работы между трейдером и сельзозтоваропроизводителем.

- Наверное, эту работу вы также сможете вести в рамках ассоциации KazGrain.

- Да, будем этим заниматься.

- Спасибо за интересный рассказ, желаем успехов в работе!

- Порталу ElDala.kz также желаем успехов, очень интересная информационная площадка, которой мы активно пользуемся.

Сергей Буянов

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.