Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Зернопереработчики против квот на экспорт казахстанской муки
Мукомолы Карагандинской области не согласны с введенным в Казахстане механизмом ограничений на экспорт муки и просят его отменить. Коллективное обращение подписали руководители почти двух десятков компаний и адресовали властям страны, а также «Атамекен» и уполномоченному по защите прав предпринимателей. Об этом нам рассказал Дос-Мукасан Таукебаев, директор мукомольного комбината «Мутлу».
Читать по теме: Казахстанские экспортеры не хотят потерять внешние рынки
Напомним, что запрет на экспорт муки был введен в Казахстане в последних числах марта. Для предприятий мукомольной отрасли это решение стало полной неожиданностью и поставило под сомнение возможность выполнения ранее взятых обязательств на поставку товара. Вернуть предоплату оказалось невозможно, ведь средства частично уже были вложены в сырье, частично находились в виде готовой продукции на складах предприятий, частично — в виде груженого товара в вагонах, стоящих на железнодорожных путях, а также в вагонах, остановленных в пути следования.
— Безусловно, мы понимаем, что с объявлением пандемии COVID-19 над страной может нависнуть угроза продовольственного кризиса, но в целом не разделяем таких опасений, — отметил Дос-Мукасан Таукебаев. — Согласно данным МСХ РК от 30.03.2020, в Казахстане в наличии имеется 9,2 млн т зерна, в том числе продовольственного — 6,4 млн т, семенного — 1,5 млн т, фуражного — 1,3 млн т. Объем внутреннего потребления муки, согласно заявок акиматов областей, составляет 399 тыс. т на 5 месяцев 2020 г., с апреля по август включительно. Для производства такого количества муки вполне достаточно переработать менее 550 тыс. т продовольственной пшеницы течение 5 месяцев.
Учитывая критику со стороны бизнес-ассоциаций, уже 2 апреля правительство всё-таки разрешило экспорт. Но ввело механизм квотирования объемов отгрузки. Квота на апрель составила 70 тыс. т — при наличие в стране 260 мельниц. Мукомолы считают разрешенный объем мизерным, не способным обеспечить стабильную работу предприятий и выполнение договоров с зарубежными партнерами. По сути, обязательства поставщиков замораживаются на период от 3 до 6 месяцев, в зависимости от размера предоплаты.
Читать по теме: Мукомолы Казахстана способны втрое увеличить переработку зерна ― Чукуев
Нельзя забывать и гуманитарный аспект: хлеб — основной продукт для жителей Афганистана, Таджикистана, Кыргызстана. Срыв поставок несет угрозу продовольственного кризиса в этих странах.
Дополнительные вопросы переработчиков вызывает тот факт, что если квота на муку 70 тыс. т, то на зерно — 200 тыс. т.
— Экспорт пшеницы ведет к замещению муки зерном на наших традиционных рынках сбыта, — рассказал Дос-Мукасан Таукебаев. — По сути, это прямая поддержка развития перерабатывающих мощностей других стран нашими же руками. Давайте вспомним слова из Послания Н. Назарбаева 2018 года: «Мы научились выращивать различные сельхозкультуры, производить зерно. Гордимся этим. Но этого недостаточно. Нужно обеспечить переработку сырья и выходить на мировые рынки с высококачественной готовой продукцией». Поэтому мы, мукомолы не только Карагандинской области, но всего Казахстана, говорим, что готовы переработать весь объем пшеницы, находящийся в стране, в том числе и эти 200 тыс. т. И поставить муку в нуждающиеся в нашем товаре страны.
Читать по теме: Как сводки с фронта: Аграрии Казахстана готовятся к страде в разгар кризиса
Очевидно, что государство получает намного больше преимуществ от экспорта готовой продукции, а не сырья. Это и налоговые отчисления в бюджет, и создание и сохранение рабочих мест (количество работников на мельничном комплексе в среднем от 80 до 150 человек), поддержка социальной сферы региона. К тому же, от деятельности зернопереработчиков зависят сопутствующие компании (заводы по изготовлению мешкотары, ниток, транспортно-логистические компании и т.д.).
А отруби, полученные в процессе перемола зерна, являются кормовой базой для животноводческой и птицеводческой отраслей страны. Спад производства муки повлечет за собой ожидаемый спад производства кормов, что в итоге отразиться на стоимости мяса, столового яйца, молока. А это будет очень ощутимо для рядового жителя страны в период кризиса.
Учитывая все это, авторы письма просят отменить механизм квотирования экспорта муки. А для обеспеченности внутреннего рынка использовать договоры между переработчиками «Продовольственной контрактной корпорацией».
Также карагандинские мукомолы предлагают провести ревизию остатков пшеницы по стране, чтобы получить объективную картину наличия зерна.