Китай затянул «пояс» на казахстанском экспорте

При росте транзитных перевозок в Европу Китай одновременно сокращает объем принимаемых из Казахстана грузов. Таким образом, развитие «Шёлкового пути» ведет к ущербу для отечественных экспортеров. И прежде всего страдают производители и трейдеры продовольственных товаров, так как под ограничения в первую очередь попадает именно эта категория.

 

Ничтожная доля

В 2013 году Китай предложил проект «Один пояс и один путь», предполагающий создание новых и расширение существующих транспортных коридоров. В первую очередь железнодорожных. В 2015 году был создан Азиатский банк инфраструктурного развития со штаб-квартирой в Пекине для финансирования проектов.

Читать по теме: В РК тестируют новый способ доставки грузов в Китай

Однако пока развитие транспортной инфраструктуры еще только планируется, объем транзитных перевозок через Казахстан уже существенно вырос. При этом «за бортом» остаются взаимные поставки Казахстана и Китая, поскольку для Поднебесной намного больший интерес (и выгоду) несет взаимодействие с Европой.

Все это чётко выражается в цифрах: за 10 месяцев 2021 года объем транзита китайских грузов через Казахстан в Европу вырос почти на 30%. За тот же период отгрузки казахстанских грузов в Китай сократились на 17%.

Эксперты объясняют это просто - Китаю намного выгоднее отправить в Европу контейнер с электроникой, например, чем принять из РК вагон или контейнер с сельхозпродукцией. Ведь разница в цене содержимого будет в десятки раз (а то и в сотни) не в пользу зерна или льна.

Читать по теме: Китай закрыл прием неконтейнерных грузов из России

Отметим, что за девять месяцев 2021 года товарооборот Китая со всеми странами вдоль «пути» составил $1 трлн 630 млрд, тогда как товарооборот с Казахстаном за тот же период - всего лишь $13,5 млрд. В том числе казахстанский экспорт составил $7,3 млрд, за год снизившись на 1,3%. Сельхозпродукция в структуре экспорта заняла ничтожную долю: пшеница - 163,2 тыс. тонн, ячмень - 90,4 тыс. тонн, растительные и животные жиры и масла - 28,1 тыс. тонн. Для сравнения, железной руды в Китай ушло 4 млн тонн.

 

Главный коридор

Переключаться на поставки по железной дороге китайских экспортеров заставил резкий рост стоимости морских перевозок, а также в принципе ограниченность морского коридора через Суэцкий канал, который к тому же в марте 2021 года оказался временно заблокирован севшим на мель контейнеровозом Ever Given.

Читать по теме: Китай предлагает построить в ВКО третий ж/д переход для транзита в Европу

При этом именно Казахстан стал основным транзитным коридором для поставок китайских контейнеров в Европу. Так, если всего за октябрь 2021 года КНР отправила в ЕС 1262 контейнерных поезда, то из них через Казахстан проследовали 628, через Россию - 415, через Монголию - 219.

Всего же за 10 месяцев 2021 года из Китая в Европу ушло 12 605 контейнерных поездов. В целом за этот период объем импорта-экспорта между КНР и ЕС вырос на 23%.

Постпандемийное восстановление экономик Поднебесной и Евросоюза будет продолжаться, а значит, продолжит расти и грузообмен. Это приведет к обострению тех проблем, которые казахстанские экспортеры ощущают на себе в последний год.

Эксперты выделяют как временные факторы, так и долгосрочные.

К первым относятся усиленные карантинные меры. В частности, все сотрудники приграничных станций проходят ежедневное ПЦР-тестирование и в случае выявления вируса изолируются на 28 дней. Это ведет к нехватке персонала и замедлению работы по выгрузке и погрузке.

Кроме того, введены обязательная двойная дезинфекция и наружная обработка контейнеров при перегрузке на терминалах. Также проводятся пробы грузов в каждом вагоне и ПЦР-тест на определение коронавируса.

 

План на 22 миллиона

К долгосрочным проблемам можно отнести отсутствие электронного документооборота между железнодорожными службами Китая и Казахстана. В период пандемии из-за риска передачи короновируса через бумагу приходится сканировать и отправлять коллегам документы в таком виде. Но это - огромный объем ненужной работы, которая существенно замедляет все процедуры оформления грузов. Поэтому эксперты считают необходимым полностью отказаться от бумаг, и китайская сторона уже предоставила схему электронной подписи. Теперь необходимо согласовать ее в госорганах Казахстана.

Читать по теме: Атамекен собирает данные по застрявшим в Китае контейнерам

Есть и другие резервы для увеличения грузообмена - ускорение таможенных процедур, переориентация части номенклатуры с вагонов на контейнеры, погрузка контейнеров на полувагоны в случае нехватки платформ в Казахстане.

Что касается перевозки зерновых грузов, то Китай готов возобновить его прием (оставленный 2 октября), если казахстанская сторона введет в эксплуатацию линию выгрузки зерна на станции Алашанькоу. В этом случае китайские железнодорожники готовы принимать по одному составу зерна в день, при условии, что он будет полностью либо пшеничным, либо ячменным.

В случае выполнения всего вышеперечисленного эксперты считают реальным план перевозок между Казахстаном и Китаем в 2022 году в объеме 22 млн тонн. Отметим, что железнодорожный грузооборот между странами за 10 месяцев 2021 года составил 17,2 млн тонн.

Сергей Буянов

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.