Аграрии Костаная ждут теплую весну

Типичная февральская позёмка по трассе. У Будённовки (Мендыкаринский район, север Костанайской области) мы сворачиваем на расчищенную накануне полёвку. Директор местного ПК Сергей Штома везёт нас на чёрный пар, где механизаторы холдинга Olzha Agro зайдут на поля уже в конце апреля.

Этим февралём мы полностью провели снегозадержание по пару, а это 4,5 тыс. га, - рассказывает Сергей Штома. - Проходили до 500 га в день двумя снегопахами-валкообразователями в сцепке, увеличив таким образом снегоотложение вдвое: до начала работ считали от 5 до 15 см снега на поле, после - толщина покрова была уже от 15 до 30-40 см. Причём если до захода «Кировцев» на поля сам снег легко сдувался, то теперь поверхность уплотнилась, что нам на руку.

Уже после этой моей поездки в Костанайской области один за другим прошли три эпичных бурана, которые напомнили костанайцам о прежних «настоящих» снежных зимах и привели к временному закрытию 25 участков автодорог.

Читать по теме: Как Olzha Agro сохраняет влагу в почве

Сейчас толщина снегоотложения по агрофонам значительно увеличилась, хотя ещё как следует не подсчитана – агрономы просто не могут попасть на клетки, ведь метёт до сих пор.

Обильные снегопады вызваны прохождением фронтальных разделов воздушных масс, – сообщает инженер-синоптик «Казгидромета» Раиса Маркевич. - Это связано с южными каспийскими циклонами. За декаду норма осадков превышена вдвое и составила 14 мм.

Выпавший на днях снег ещё рыхлый. Ему нужно время, чтобы слежаться, смёрзнуться. Существуют три основных сценария снеготаяния, которые и повлияют на динамику агросезона-2021:

  1. Резкое потепление. Снег сразу тает, а влага уходит в ложбины и водоёмы, так что почва не успевает пропитаться.
  2. Весна, наоборот, тормозит. Под воздействием прямых солнечных лучей снег медленно выпаривается в атмосферу, не оставляя почти ничего почве.
  3. Средний вариант: дружная, но не скороспелая весна.

Не нужно быть провидцем, чтобы предположить, что в хозяйствах, где осенью провели рыхление и организовали глубокую зябь, снег непременно впитается по максимуму. Там же, где рельеф изобилует естественными уклонами, а влагонакопительных мероприятий не произведено – слой влаги останется небольшой, поверхностный.

Отметим, что в Olzha Agro снегозадержание провели про всем чёрным фонам, то есть по парам и зябям, поверхностным и глубоким.

Обычно мы рассматриваем не три, а сто три сценария, – говорит главный агроном холдинга Александр Гринец. – Самый частый для нас в последние годы – это контрастный перепад температур, который бывает в марте с разницей до 20-25 градусов. Это заставляет снег сублимироваться и выпариваться сразу из твёрдого состояния, минуя жидкую фазу. Этот процесс для нас неблагоприятен, хотя я думаю, что эти мартовские контрасты опять покажут себя.

Апрель тоже ожидается с резким набором температур, притом что земля ещё не отойдёт от стужи, хотя воздух уже прогреется до +15-+20°C; таким образом, снег может начать «убегать» с полей.

По нашим прогнозам, этой весной стоит настроиться на вариант номер три, – считает Сергей Штома. – Причём желательно, чтобы сильно не подмораживало ночью, тогда влага будет впитываться в почву. Хотя за время моей работы (с 1998 года) таких идеальных вёсен было от силы две.

Агрономы холдинга ежедневно получают и анализируют «сводки с полей»: сейчас в Olzha Agro все протоколы производятся в цифровом формате – и замеры высоты снегоотложения, и плотность, и запасы влаги. Судя по последним данным, ситуация складывается благоприятная, даже несмотря на потепление с дождями в начале февраля, когда снег просел на пять сантиметров.

Читать по теме: Как цифровизация совершенствует управление агрохолдингом

Я приведу в пример Сарыкольский регион: средний уровень снега до последних буранов составил 25 см, что в целом соответствует среднему многолетнему показателю в 22-23 см, – отметил Александр Гринец. – Тут нужно учитывать ещё и ежегодную неравномерность снегоотложения, которая вызывается ветровой активностью.

«Если проводить параллели с армией, а сельское хозяйство – это постоянная битва за урожай, то агрономия в ней – ни много ни мало, а разведка», – подметил однажды глава холдинга Айдарбек Ходжаназаров.

Многие «донесения» этой разведки, от которых зависят планы входа в весну, строятся на среднестатистических данных. Это ключевые, базовые моменты, которые повторяются из года в год. Например, агрономы по опыту знают, что в мае, как правило, в начале посевной, должен пройти один хороший дождь; также известно, что в июне заметных осадков не будет, а придут они, скорее всего, в начале июля. Вот и всё, о чём можно заявить с большой долей вероятности. В последние годы более конкретные прогнозы не оправдываются, так что делать их и неразумно, и неблагодарно.

К примеру, до 1980 года мы на 80-90% рассчитывали на две засухи в десять лет, – замечает Александр Гринец. –  Была также незначительная вероятность того, что эти засухи последуют одна за другой. Итак, две засухи, потом три благоприятных года, потом пять средних лет. В последние же сорок лет динамика нарушилась: катаклизм может пожаловать в любой год, в любой период.

Возьмём всё тот же недавний февральский дождь - когда ещё такое было!? Сто лет назад? Отклонения от среднестатистических норм просто пугающие.

Последние семь лет я работал бригадиром, – подтверждает мысль Сергей Штома. – И за это время обнаружил странную зависимость: если зима снежная, значит она морозная, а нет снега – и морозов сильных нет.

Помнится, древние китайцы опасались жить в эпоху перемен. Похоже, нынешним хлеборобам Костанайской области именно этот жребий и выпал. В последние сорок лет в регионе по статистике отмечается примерно двухградусное потепление, которое распределяется по всему году. Замечено, что зимы стали мягче, а лета и вёсны – наоборот, холоднее.

Читать по теме: Почему в Костанайской области переходят на европейские сорта

Впрочем, один вполне себе конкретный прогноз главный агроном холдинга всё же сделал:

По разработанным нами планам во всех регионах холдинга мы заходим в поле, начиная с ультрараннего посева пшеницы 23-25 апреля, как только подойдёт физическая спелость почв, - говорит Александр Гринец. -  Эти посевы экспериментальные, на небольшой площади – всего около 5% ярового клина. Потом мы ту же технику будем использовать на посеве подсолнечника, который завершим 9 мая. Сразу же после этого переходим на лён, на кукурузу; к 10-15 мая массово начинаем сеять пшеницу, и сеем не позже начала июня; с этого времени переходим на ячмень, который идёт как резервная страховая культура.

Итак, уже в конце апреля в холдинге зайдут на экспериментальные поля (с глубиной заделки семян на 4-5 см), и с этого времени техника, которую сейчас оперативно готовят к старту, будет переходить с культуры на культуру.

Всего в 2021 году Olzha Agro засеет 335 тыс. га ярового клина, как и сезоном раньше.

Игорь Нидерер

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.