Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Как нехватка земли сдерживает развитие АПК. АгроКараван Молоко 2022, День 9
Отсутствие свободной земли - основной фактор, сдерживающий развитие животноводства в Казахстане. Особенно остро проблема стоит для молочных ферм, поскольку они нуждаются не просто в пашне, а в орошаемых угодьях. Только так возможно обеспечить свои потребности в сочных кормах с приемлемым уровнем затрат. Если же корма покупать, то экономика хозяйства не сойдется, и фермерам придется снижать поголовье либо вообще останавливать проект.
Именно с такой бедой столкнулось КХ «Мамед», работающее в селе Жанатурмыс под Алматы. В 2020 году ферму лишили большей части земли, которую до этого она арендовала 11 лет подряд и сумела выйти на высокие показатели производительности. Однако, оставшись без орошаемой пашни, фермеры были вынуждены пустить под нож часть поголовья.
И ведь что самое печальное: хозяйство занималось не просто молочным бизнесом, а на своей базе помогало ученым-селекционерам возрождать алатаускую породу КРС - это скот, выведенный специально для горных районов Казахстана.
- Вопрос с землёй и обеспеченностью кормами стоит для нас очень остро, - рассказала Айгерим Лукьянова, юрист, помощник руководителя КХ “Мамед”. - Сейчас мы вынуждены 70% кормов закупать, 30% заготавливаем на участках, которые удаётся взять в аренду. Сейчас берём в аренду 80 га. При этом прямо под нашим хозяйством имеются 274 га поливных земель, которые с 2009-го по 2020 год мы брали в аренду и обрабатывали. Получали высокий урожай, обеспечивали скот кормами. Поголовье у нас тогда было больше, плюс мы продавали корма в личные подворья и в два небольших крестьянских хозяйства - они и существовали за счёт этого. Однако в 2017 году эти земли перешли в фонд проблемных кредитов. Мы безуспешно пытались выкупить земли у фонда, но он нам отказал и в 2020 году продал эти земли на торгах. Сейчас большая часть этих земель не используется, просто зарастает травой. Хотя они могли бы приносить пользу. Имея кормовую базу, мы могли бы увеличить своё дойное стадо с нынешних 240 до 1000 голов. Вопрос лишь в земле для производства кормов. Мы обращались в уполномоченные органы - и в Минсельхоз, и в администрацию, но безрезультатно.
Возвращаясь к алатауской породе - большую часть стада КХ «Мамед» всё-таки сумело сохранить. Сейчас тут 470 голов, из которых 240 голов - дойные коровы.
- Главное преимущество алатауского скота - в простоте содержания, - рассказала Айгуль Джарлыханова, техник искусственного осеменения. - Этот скот у нас круглый год находится на улице, даже зимой. Он спокойно переносит и морозы до 40 градусов, и 40-градусную жару. В любых условиях коровы продолжают нормально питаться и давать молоко.
Среднесуточный надой на предприятии - около 25 литров, за год набегает порядка 7 тонн на голову, вне зависимости от погодных условий. Спрос на продукцию КХ «Мамед» очень высок, сейчас 4 тонны молока в сутки уходит в Алматы, а еще люди приезжают за покупками прямо в хозяйство. И рост поголовья позволил бы увеличить объем продаж.
Особая гордость КХ «Мамед» - очень высокий показатель выхода телят. В прошлом году он составил 96%.
- Чем породистее скот, тем больше он подвержен гинекологическим проблемам, - пояснила Айгуль Джарлыханова. - Это и задержание плаценты после отёла, различные хронические заболевания, эндометриты. Но мы с этим боремся, я лично отслеживаю каждую корову. Если вижу, что она как-то немножко приуныла, сразу же начинаю искать причины и принимаю меры. Сама слежу за рационом кормления в сухостойный период. Бывают в хозяйстве проблемы с кормами, иногда дают больше силоса, чтобы сэкономить сено, и т.д. Я всё это контролирую, потому что кормление и содержание очень сильно влияют на осеменение.
Особенность алатауской породы в том, что она выведена из аборигенного скота именно для горной местности и очень хорошо приспособлена к этим условиям. Коровы всегда находятся на свежем воздухе, что благотворно влияет на их здоровье.
- В коровниках часто бывает сыро, душно, нередко возникает микробактериоз, проблемы с копытами, ноги начинают болеть, а на улице всегда сухо, - объяснила Татьяна Эфендиева, зоотехник КХ “Мамед”. - Средний удой у нас 7 тонн в год, но есть особи, дающие от 10 до 12 тонн в год. Качество молока очень хорошее. Это не голословно. Мы сдаём его компании FoodMaster, она каждый день проводит анализы, также ежемесячно сдаём анализы в лабораторию, в институт животноводства, там определяют качество молока по восьми компонентам. Рацион скота включает качественное люцерновое сено, силос кукурузный, люцерновый сенаж, пивную дробину, ячмень дроблёный, ещё заказываем специальную смесь кормов для дойных коров.
Несмотря на трудности, в КХ “Мамед” не намерены бросать работу. Сегодня тут активно сотрудничают с Республиканской палатой молочных и комбинированных пород КРС по вопросам селекции.
- На данный момент мы проводим селекционно-племенную работу, подбираем быков, делаем линейную оценку, устраняем недостатки экстерьера, - прокомментировал Асхат Чиндалиев, главный менеджер Республиканской палаты молочных и комбинированных пород КРС. - Здесь у всех коров уже есть консолидированные признаки. 30% коров уже с годовым удоем более 10 тыс. кг. Удои растут благодаря грамотной селекции. Сейчас у нас нет отечественных быков алатауской породы, поэтому в селекции мы применяем швицкую породу, одну из прародителей алатауской. Эта ферма была на грани исчезновения из-за нехватки земли, на данный момент им дали в аренду землю, но её всё равно очень мало, это основная их проблема. Можно было бы её увеличить, заниматься и племенной продажей, и наращивать производство молока, начать возрождать алатаускую породу, но пока не получается. До этого институт животноводства проводил работу, привозили семя быков алатауской породы из Кыргызстана, сегодня их держит племенной центр “Асыл”, выкачивает семя, и в дальнейшем планируется оценить животных по качеству потомства. В целом порода идеально подходит для местного климата. Там, где обычная корова не сможет пастись, алатауская будет пастись, давать молоко и чувствовать себя хорошо. У них хорошее здоровье, крепкие ноги и сильная функция воспроизводства.
Жирность молока у местных алатауских коров - 3,8%, по другим критериям оно тоже на высоте. Покупатели продукции КХ “Мамед” всегда остаются довольны и возвращаются. Люди специально приезжают из города, чтобы купить молоко, мясо, творог, сметану, айран, брынзу.
- Предками алатауской породы послужила бурая швицкая порода, - провёл небольшой исторический экскурс Святослав Фатеев, заместитель директора компании Hunland СНГ. - В Казахстан было поставлено маточное поголовье швицей, его скрещивали с местным скотом. Алатауская порода характеризуется высокой степенью адаптивности, замечательно себя показывает в жарком климате, высокогорье и степях. Изначально порода очень хорошо подошла для производства сыров и любых кисломолочных продуктов. Вместе со специалистами палаты мы сегодня увидели условия содержания и кормления в КХ «Мамед». Результаты достойные как по валовому удою молока, так и по показателям энергии молока - жиру и белку, плюс неплохие показатели по воспроизводству. Очень понравились условия содержания - здесь очень чисто. Если посмотрим на животных, то они отселектированы - ровные спины, все приблизительно одного роста, упитанности, если считать по американской системе body condition. Высокая оценка и по конечностям, они достаточно чистые, вымя тоже чистое. По кормовой базе могу сказать, что хозяйству можно было бы перейти на полносмешанный рацион, тогда они могли бы добиться большего производства валового молока, показать большую выручку для предприятия и больше вкладывать в животноводство, развивая отрасль в своём регионе.
Перейти на такой рацион действительно можно было бы. Но - вопрос в поливных землях для производства кормов. Будут они - будет и дальнейшее развитие молочного животноводства в Алматинской области, и прогресс алатауской породы. Все - в руках властей.
Напомним, что редакция портала ElDala.kz проводит АгроКараван Молоко 2022 при поддержке партнёров - компании Hunland и Республиканской палаты молочных и комбинированных пород КРС.