Как заработать на молочной ферме

Предложенный Минсельхозом РК проект реформы господдержки сельского хозяйства стал неожиданностью для фермеров Казахстана. Большинство из них уверенно, что непродуманные изменения могут пагубно сказаться на всей отрасли.  В молочном животноводстве возможен наиболее сильный спад.

Чтобы погрузится в тему подробнее, мы поговорили с Фаридом Абитаевым, генеральным директором Опытного хозяйства масличных культур (ОХМК) из Восточно-Казахстанской области, которое занимается не только семеноводством и растениеводством, но и является одним из лидеров молочного рынка Казахстана.

Эксперт уверен, что состоявшийся двукратный рост производства молока в Казахстане стал возможен именно благодаря оптимальной системе господдержки. Однако, стоит аграрному ведомству выпустить «торпеду» реформ  по кораблю молочного производства, то фермеры как  минимум остановятся, а в худшем случае  начнут сокращать поголовье.

- Животноводство, по сравнению с растениеводством, очень хлопотное мероприятие, поэтому никто не хочет туда заходить, - уверен Фарид Абитаев (на фото). -  Новых игроков, заманивают всякими “пирожками”, а потом внезапно ужесточают условия.

 

Вопрос приоритетов

Развитие молочного направления в ОХМК началось с приобретения в 2012 году старой фермы с поголовьем в 650 коров. В сутки ферма давала 7-8 тонн молока. Сегодня, проведя модернизацию, обновленное предприятие вышло на 40 тонн в сутки.

Читать по теме: Всё дело в корме. АгроКараван Молоко 2021, день 4

- В 2013 году мы начали проектировать  новую молочно-товарную ферму, - рассказал Фарид Абитаев. - В 2014 году приступили к её строительству, в 2016 году полностью запустили ферму на 600 голов. В 2018-19-м годах мы провели расширение, построили дополнительные коровники, увеличив производство молока. В результате, с 2013-го года по сегодняшний день мы подняли объем производства молока в  пять раз: надой с одной коровы вырос в 2,5 раза, а поголовье увеличилось  в два раза.

Стимулом и поддержкой развития стала существующая государственная поддержка. Если начинало предприятие с 2 700 тонн молока за год, то 2021 год завершило цифрой  14 600 тонн молока, войдя в топ-5 крупнейший производителей молока в Казахстане. За эти годы предприятием строились новые помещения, велись работы по улучшению генетики, которые не были бы возможны без господдержки: учитывая необходимость обслуживания полученного на проект кредита в размере 1,6 млрд тенге, рентабельность молочной фермы  сейчас составляет 20%. И это только благодаря существующему субсидированию молока. Если его убрать, рентабельность предприятия снизится до 4%.

По словам Фарида Абитаева, при таких условиях мало кто из фермеров решит развивать молочный бизнес. Причём, любая засуха или неурожай может свести прибыль до нуля или даже увести в минус. Поэтому сегодня так мало желающих строить новые молочные фермы. Да и владельцы уже существующих предприятий замораживают планы расширения, видя риск отмены господдержки.

- Существующая система выплаты товарных субсидий  позволила за последние годы увеличить производство молока в стране более чем в 2 раза, - пояснил Фарид Абитаев. – Я тоже активно расширялся,  каждый год вводил новые коровники, телятники. Но как только пошли разговоры, что субсидии хотят отменить, я остановился. Сейчас у меня готов фундамент молочно-товарной фермы на 400 голов, но я не строю ее дальше, потому что непонятен вопрос, как окупать кредит, которым нужно загрузиться минимум на 8-10 лет. Постоянная смена правил игры  не создаёт стабильности. Если отменят субсидирование, как отбивать кредиты, которые мы уже взяли? В ситуации финансового капкана мы оказаться не хотим. Поэтому ждём, к чему же всё придет.

Читать по теме: Реформа господдержки оставит Казахстан без молока

На создание молочно-товарной фермы уходит минимум два года, ещё год нужно ждать пока все коровы растелятся. То есть, молочному производителю нужно минимум три года стабильности для того, чтобы от проектирования довести ферму до проектной мощности. Поэтому фермеры и говорят о необходимости сохранения принятого вектора как минимум на период действия одной пятилетней программы развития отрасли.

Поголовье мы сейчас не увеличиваем, растём за счёт улучшения генетики стада, - объяснил Фарид Абитаев. - Начали продавать коров,  дающих 20 литров молока в сутки, потому, что у меня на подходе первотелки, дающие по 30 литров в сутки. Чтобы освободить для них место, старых коров продаём, а совсем старых просто откармливаем и пускаем на мясо, потому, что расти некуда – не хватает помещений.

У ОХМК есть план увеличить молочное производство за пять лет ещё в 2,5 раза. Он реален – при сохранении существующей системы господдержки. Сейчас уже отшлифованы все подходы, имеются нужные кадры. Слово за Минсельхозом.

 

Приоритеты регионов

В таком случае, какие же изменения, по мнению фермера, действительно необходимы нашему сельскому хозяйству сегодня?

- Минсельхозу нужно определиться с приоритетными задачами, нельзя заниматься всем подряд, сейчас нет на это денег, - поделился Фарид Абитаев. - Нужно определить важнейшие  направления и планомерно заниматься ими. Много есть проблем с зональностью. Например, после засухи в Мангистауской области много овец и коров осталось без корма, прежде всего потому, что занимались не тем, чем нужно. Для тех регионов правильная специализация – верблюдоводство. Есть регионализация, её нужно чётко определить. Мы же на Востоке не занимаемся виноградарством и хлопководством.

Читать по теме: Отмена господдержки заморозит проекты в молочной отрасли

В целом для АПК Казахстана, по мнению Фарида Абитаева, приоритет – импортозамещение. То есть, проекты по производству молока, яблок, овощей. Это позволит не тратить валюту на то, что можно производить самим.

- Соседи-узбеки уже всё сами производят, начиная от зубной щётки и заканчивая автомобилем, - сказал Фарид Абитаев. – Нам нужно идти таим же путём: определить  приоритетные направления, а потом по ним распределять дешёвые длинные деньги. Должно быть инвестсубсидирование, причём, можно и 50%. Это позволит сократить срок окупаемости проекта.

Что касается молочного бизнеса, генеральный директор ОХМК не может одобрить дилетантский подход, с которым многие идут в молочное животноводство и ждут, что всё заработает по щелчку пальцев. Это далеко не так, нужно иметь специалистов по всем направлениям – ветеринария, кормление и т.д.  Если их нет – это становится большой проблемой. Поскольку многие фермеры завозят животных, а из них 20-30% умирает после первого отела.

- Это большая проблема, многие постоянно сидят на этой игле завоза скота, поскольку не могут наладить собственное воспроизводство, -  констатировал Фарид Абитаев. - А сохранность поголовья и собственное воспроизводство - это те индикаторы, за которые нужно давать субсидии дополнительно. При покупке скота из-за границы нужно учитывать эти факторы, и выдавать половину субсидии, а вторую половину после того,  как они через год-два покажут, что сохранили этот скот.

 

Элитное семя

В растениеводстве, по мнению Фарида Абитаева, всё не так печально. Существующие инвестсубсидии  вполне позволяют обновлять технику. Но и проблемы, конечно, есть.

– А как говориться, какое семя - такое и племя, - напомнил Фарид Абитаев. – Но у нас сегодня многие  госинституты, занимающиеся аграрной наукой, живут своей жизнью, крестьяне своей жизнью. Ученые должны помогать фермерам получить  сорта и гибриды, которые устроят их по современным требованиямурожайности, засухоустойчивости, устойчивости к болезням и т.д.

Читать по теме: Урожайность семян ОХМК приближается к 100 ц/га. АгроКараван, день 2

Селекционная техника стоит безумно дорого. Маленький комбайн, который за сезон убирает едва ли 10-12 га стоит, как и большой комбайн, который может убрать по 1000-1200 га. Окупить его практически невозможно. Такую технику может себе позволить либо госпредприятие, либо частное предприятие, генерирующее большую прибыль.

- Нашим селекционерам нужна поддержка на 2-3 года, - заявил Фарид Абитаев. - Ввести ощутимую субсидию, до 50%, чтобы обновить селекционную технику, потом это окно возможностей можно закрыть, поскольку эту технику всё равно никто не будет покупать, кроме селекционеров.  А касательно семхозов – им нужна мощная современная семяочистительная техника, которая может на должном уровне почистить и приготовить семена. Эту технику тоже можно субсидировать 2-3 года. Все семхозы, в первую очередь, нужно переаттестовать, потому что порядка 230 элитных семеноводческих хозяйств, по сути, только документы имеют, но не производят качественные семена и не собираются ничего делать.

В настоящий момент Фарид Абитаев  возглавляет Палату семеноводов Казахстана. Он готовит  ряд предложений, которые позволят сформировать в Казахстане цивилизованный рынок семян. Пока в стране его нет.

Андрей Гончаров

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.