Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Ербол Есенеев: В программе развития АПК нельзя копировать чужой опыт
Гостем очередной встречи на платформе ElDala.kz стал Ербол Есенеев, управляющий директор - директор департамента АПК и пищевой промышленности НПП «Атамекен». Темой разговора стала предстоящая разработка новой пятилетней стратегии развития агропромышленного комплекса Казахстана, начать которую поручил Президент РК Касым-Жомарт Токаев. Палата предпринимателей должна стать основной площадкой обсуждений, и наверняка будут привлекаться эксперты, ученые, отраслевые ассоциации.
Все интервью в формате видео можно посмотреть тут:
Интервью в аудиоформате можно послушать тут:
«В основу общей стратегии составят программы каждого региона»
- Здравствуйте, Ербол! 2021 станет последним годом для действующей программы. Как будет идти разработка новой стратегии развития отрасли?
- Добрый день, Сергей, разрешите приветствовать вас и всех ваших зрителей, слушателей и читателей.
Да, у нас сейчас ответственный период – в 2021 году заканчивается действующая пятилетняя программа развития отрасли, и перед правительством и бизнесом стоит задача определить ориентиры, как будет развиваться отрасль в следующие пять лет. Причем, пятью годами ограничиваться, наверное, не правильно, потому что есть подотрасли, горизонт планирования которых исчисляется десятилетиями, и даже больше. Но в целом, новая стратегия – это возможность дать правильный сигнал для бизнеса, заложить в бюджете определенные средства на поддержку приоритетных направлений.
- То есть, речь идет о том, что в новой госпрограмме будут заложены ориентиры и для регионов страны, и для работающих там компаний, что будет наиболее выгодно производить, что будет пользоваться спросом?
- В нашей истории были периоды, когда отрасль развивалась на основании каких-то директив из центра. А были периоды, когда эти полномочия и функционал отдавались в руки акимов в регионах. И в одном, и в другом подходах есть свои недостатки. То есть, мы видели, как в регионе увлекаются производством кого-то одного вида продукта, нарушая законы рынка. А в централизованном развитии минус в том, что Казахстан имеет специфику производства в каждой области, разные условия. Нельзя сравнивать условия производства в Петропавловской области с Мангистауской.
Читать по теме: Когда баранина станет мясом №1 в Казахстане
Поэтому одно из предложений, которое было озвучено и нашими ассоциациями, и руководством НПП «Атамекен» - в основу новой программы развития АПК РК должны лечь лишь локальные программы каждого региона. То есть, общая программа должна сложиться как пазл из различных элементов. Эту парадигму мы хотим взять за основу.
«Высокую рентабельность нам обеспечит только экспорт»
- С форматом программы – понятно. А теперь по конкретному наполнению: какие акцепта вы считаете необходимым поставить?
- Мы видим несколько приоритетных направлений. Во-первых, импортозамещение для насыщения внутреннего рынка отечественной сельхозпродукцией. В принципе, руководство Минсельхоза эту работу уже начинает. Как вам известно, по ряду чувствительных позиций мы сейчас зависимы.
- Да, по шести: мясо птицы, яблоки, колбасные изделия, рыба, сахар, сыры и творог.
- Сумма импорта продуктов питания у нас превышает $3 млрд, из них $1 млрд такие виды продуктов, которые мы смело могли бы производить здесь, у себя. Естественно, продукция, произведенная в Казахстане – молоко, колбасные изделия, мясо птицы - были бы менее подвержены изменением курса национальной валюты. Плюс, обеспечили бы дополнительную занятость внутри страны.
Естественно, после наполнения внутреннего рынка можно говорить об экспорте нашей сельхозпродукции. Это тоже важное направление.
- По экспорту какие направления будут затрагиваться? Видимо, открытие новых рынков и создание прозрачной системы ветеринарной безопасности?
- Тут есть целый комплекс предложений. Однозначно, мы можем производить кратно больше продуктов питания, чем сейчас. С учетом ограниченного количества населения в Казахстане, высокую рентабельность нам может обеспечить только экспорт сельхозпродукции. Но перед нами стоит задача установить – какую именно продукцию мы должны экспортировать, и на какие рынки. Правительство и бизнес должны определить – что мы будем производить и по каким стандартам.
Сейчас идет активное привлечение инвестиций в Казахстан, в том числе готовы в отрасль вливать средства и иностранные компании. Но они хотят видеть весь процесс производства этой продукции. Условно, если это молоко – нужна прозрачность всего процесса, от содержания животных до переработки и доставки. Важно соответствие наших техрегламентов международным стандартам. То есть, весь этот процесс нужно систематизировать.
Читать по теме: Какое мясо Казахстан должен продавать в Китай
- То есть, отрасли нужна система, которая будет нее только надежно контролировать, но и показывать все процессы.
- Да, государство должно создать реальные стимулы для бизнеса производить продукцию именно в тех стандартах, которые требуют наши потенциальные покупатели.
- Что можно сказать о рынках сбыта, которые в ближайшее время будут наиболее перспективными для Казахстана? Останутся ли ими традиционные для нас арабские страны, Центральная Азия, Китай, Россия?
- Исторически так сложилось, что мы являемся своего рода фабрикой и продовольствия для рынков Средней Азии. Также из года в год расширяются возможности поставок нашей продукции на рынок Китая. Средняя Азия покупает у нас зерновые, масличные, мясо, яйца.
Открываются и новые рынки. Например, есть перспективны продажа конины в Японию, где средняя стоимость на килограмма филе (правда, с доставкой) - от $20. Для нас это - возможность еще больше нарастить поголовье лошадей и получать валютную выручку.
Большая перспектива у нас по кратному увеличению производства и экспорта органической продукции. У нас есть большое конкурентное преимущество - относительно чистые пастбища, более-менее чистая пашня. Тут нужна серьезная подготовительная работа, но это тоже очень перспективное направление, которое должно найти свое отражение в новой госпрограмме.
«Нынешняя проблема - прозрачность распределения земель»
- Большой блок вопросов у нас связан с землей. На дворе 2020 год, но мы до сих пор не имеем оцифрованных схем, карт наших сельхозугодий. Не располагаем полной информации о состоянии почвы. Много вопросов, связанных с мониторингом и вообще - эффективностью использования этих земель. Большой вопрос – прозрачность и эффективность распределения земель. В соцсетях часто пишут о проблемах с доступностью земель, особенно в южных регионах, где количество качественных земель ограничено. И возникает определенное социальное напряжение. Поэтому нам и нужен эффективный механизм их распределения.
В целом, национальная палата предпринимателей полностью поддерживает инициативу по оценке эффективности использования земель для добросовестных пользователей. Там нужна максимальная поддержка. Но если предприниматель неэффективно использует, или вообще не используете землю, здесь карательный меч государства должен быть очень суров. Предприниматель должен быть заинтересован в эффективном использовании земель. Должны быть какие-то стимулы для тех, кто использует эту землю по назначению и правильно, и система ответственности для тех, кто землю использует не рационально.
Читать по теме: Кому должна принадлежать земля Казахстана
- То есть, можно ожидать, что в программе будет предусмотрена какая-то новая система изъятия земель у неэффективных собственников?
- Механизм изъятия уже прописан, но возможно его ужесточение. Земли больше не становится. Так что, нужно работать над эффективностью, чтобы с каждого гектара получать максимальную отдачу. При этом, не нарушая качество почвы. При этом, система должна давать возможность другим игрокам заходить на этот рынок.
«Утильсбор нужен только на ту технику, которая у нас производится»
- Если говорить об эффективности, то тут надо затронуть и вопрос новых технологий, в том числе – приобретения современной техники. Этот момент в программе как-то будет отражен?
- Однозначно. Рост производительности труда в сельском хозяйстве напрямую связан с обновлением машино-тракторного парка Казахстане. Сейчас ситуация очень сложная ситуация: из 190 тыс. комбайнов и тракторов 120 тыс. (то есть, почти 80%) имеют срок службы более 17 лет. Мы работаем на устаревшей техники. И о каком будущем можно говорить, если обновление техники в Казахстане, при плановых показателях хотя бы 6-7% (лучше 10%), мы обновляем максимум 3-3,5%.
Конечно, мы не можем обойти стороной вопрос утильсбора. Сейчас это серьезно обсуждается в СМИ и в чатах фермеров. У нас изначально была своя позиция по этому вопросу.
Мы говорили, что нужно поддержать отечественное сельхозмашиностроение. Но как: введением утилизационного сбора на ту технику, которая у нас производится. Это нам позволит защитить отечественных машиностроителей от аналогов, которые ввозились из других стран. Но мы не считали возможным вводить утильсбор на ту технику, которая у нас не производится. У нас масса техники, которую мы даже исторически никогда не производили – рисоуборочная техника, кормоуборочные комбайны и так далее. Масса такого набора техники, которая у нас не производится.
И здесь мы остаемся на своей позиции – утильсбор должен вводиться только на ту технику, которая у нас производится. Это было бы Соломоново решение и для фермеров и для сельхозмашиностроителей.
Читать по теме: Еркин Татишев - Введение утильсбора незаконно
- А что касается инструментов поддержки обновления машинотракторного парка – в программе останутся инвестсубсидии, льготные кредиты?
- На самом деле, для нас это важный аспект - повышение эффективности выделения субсидий. Субсидии не должны компенсировать неудачные решения неэффективных менеджеров. Субсидии должны стимулировать к росту, к обновлению техники, уменьшению себестоимости продукции, сохранению плодородия земли, производству полезной пищи.
Вот в этом направлении мы и должны инструменты господдержки подкорректировать. Потому что просто давая субсидии на килограмм произведенной продукции, без учета, с какими издержками это произведено – неправильно. Однозначно, ключевым инструментом будет инвестсубсидия, позволяющая стимулировать создание новых производств и обновление техники.
Плавно перейдем к финансам - субсидирование процентной ставки по кредитам тоже показало эффективность. Все больше фермеров привлекают кредитование банков второго уровня, международных организаций. Это очень важно, поскольку финансы – это кровеносная система отрасли. Если фермеры имеют деньги в полном объеме, они выстраивают свой технологический процесс «от и до»: вносят вовремя удобрения, вовремя кормят животных, вовремя производит все технологические процессы. И в конечном итоге, это дает результат - более высокую урожайность, более высокие надои и тому подобное.
- И более низкую себестоимость продукции.
- Да, и тут еще важен срок предоставления кредитов. Он должен быть более долгим. Например, в молочном животноводстве срок реализации проектов 7 - 10 лет. На юге, по фисташковым садам, например, первые 10 лет, урожаев вообще нет. Представляете, на какие затраты! И вопрос льготного финансирования, помощи со стороны государства на период становления, становится очень важным.
«Ключевую роль в кооперации должен играть сбыт»
- Спасибо за интересный рассказ, Ербол. Раз уж мы заговорили про финансы, то беседу мы можем завершить темой развития сельхозкооперации. Потому что вопросы финансирования больше всего затрагивают мелких фермеров и ЛПХ. И один методов решения этих проблем - их объединение в кооперативы, о и сказал президент. «Атамекену» поручено курировать этот вопрос. Вот новой программе вопросы кооперации найдут отражение?
- Отражение они найдут, однозначно. У нас есть свое видение этого вопроса. Понятно, что объединение производителей дает выгоды для всех сторон. Объединившись, фермеры могут дороже продавать свою продукция и дешевле приобретать средства производства.
Но у нас есть большая проблема в том, что у нас все пытаются это объединение как-то назвать и юридически зафиксировать. Естественно, что мелкие хозяйства не хотят рисковать и входить своим имуществом в какие-то юридические лица. Поэтому общая задача государства создать гибкую, невидимую систему стимулирования людей к объединению. И не для того, чтобы получать субсидии, а для того, чтобы это им было выгодно.
Ключевую роль в объединении мелких фермеров должен сыграть вопрос сбыта. Тот, кто покупает сельхозсырье, перерабатывает, реализует – они в первую очередь заинтересованы в объемах и качестве. Это нормальная, реальная потребность обеспечить сбыть той сельхозпродукции, которую выращивают наши мелкие производители.
- То есть, нужна воронка сбыта, вокруг которой и объединятся мелкие фермеры.
- Да, конечно.
Читать по теме: Дос-Мукасан Таукебаев: Пшеница будет стоить до 90 тысяч
В завершение, хотел бы добавить, что нельзя в новой программе нам копировать чьи-то разработки, чей-то опыт. Нам нужно отталкиваться от своих исходных данных.
К примеру, у нас есть программа по мощному наращиванию производства сахара. Но статистика говорит о том, что при незначительном росте населения Казахстана, мы почти в два раза увеличили потребление сахара. К чему это приводит, все прекрасно понимают - сахарный диабет, болезни детей, масса проблем со здоровьем населения. И вот здесь, может быть, настало время вести работу по популяризации употребления правильных продуктов питания, а не наращивать производство следом за спросом? Пропагандировать употребление наших казахстанских яблок и других фруктов, а не сахаросодержащих напитков.
Большой вопрос с потреблением мяса. Себестоимость производства килограмма конины, условно, 1000 тенге. Но население массово потребляет мясо птицы, потому что рынок сформировался так, что конина у нас дорогая. Может быть, настало время создать такие условия в коневодстве, чтобы оно заняло свое мест в нашем АПК? Для этого надо решить вопрос скотокрадства и выстроить систему сбыта. И тогда это мясо станет на порядок дешевле.
Это же касается нашей баранины - потребление внутри страны у нас незначительное, к сожалению. Хотя, перспективе тут очень большие, и мы можем кратно увеличить поголовье овец.
Здесь есть такие правильные вещи, которые бы работали на качество жизни казахстанцев, на экономику страны. И эти вещи должны быть прописаны в новой госпрограмме.
Читать по теме: Упущенные выгоды казахстанского АПК
Конечно, там много вопросы, связанных с министерством соцразвития, культуры. Но это же наша общая задача, потому что 41 процент населения живет в селе. А общая задача создать благоприятные условия жизни, чтобы все население Казахстана имело стабильный доход, употребляло в пищу полезные продукты питания. И в целом задача программы помочь позиционировать Казахстан на внешних рынках как экологичную страну с большими возможностями. Для этого нам предстоит решить много вопросов.
- Когда появится рабочий проект программы?
- До конца текущего года Минсельхоз должен внести на рассмотрение концепцию. А сама программа будет готовиться весь следующий год. И мы понимаем, что нельзя тут ссылаться только на мнение чиновников, сотрудников Нацпалаты или руководителей отраслевых ассоциаций. Мы хотим сделать широкий срез и привлечь к работе над программой и крупных сельхозтоваропроизводителей, и небольшие кооперативы, и экспертов, которые имеют международный опыт. Наша задача – собрать все предложения и внести их на рассмотрение.