Какое мясо Казахстан должен продавать в Китай

В нынешнем году отечественные животноводы и переработчики ощутили серьезное падение продаж, связанное с влиянием пандемии на экономику. Например, в период карантина рынок Нур-Султана просел по мясу на 70%. Это объясняется практически полным отсутствием  сбыта в сегменте HoReCa - отели, рестораны, кафе были закрыты из-за карантинных ограничений. Также упали и доходы населения, что многих вынудило экономить. В этой ситуации новую остроту приобрел вопрос открытия экспортных рынков.

 

Высокие требования

- Первоочередная задача Минсельхоза РК – это открыть экспортные рынки для поставок охлажденного мяса, - рассказал Серик Рахимбаев, учредитель компании «Астана Агропродукт». – Опыт поставок охлажденного мяса на далекие расстояния в Казахстане есть. Три мясокомбината: наш, в Акмолинской области, Алгинский в Актюбинской, MPS в Алматинской – поставляли мясо в Иран. Расстояние из Акмолинской области до заказчика составляло более 4 тыс. км. Срок доставки доходил до 12 дней. Мясо мы поставляли в вакуумной упаковке.

Поставки успешно шли до тех пор, пока в отношении Ирана не ввели еще более жесткие санкции, и этот рынок сам по себе для наших поставщиков закрылся. Поэтому, все надежды сейчас связаны с Китаем. В прошлом году в КНР было завезено около 1,5 млн тонн говядины. Поставщиками стали Бразилия, Аргентина, Уругвай, Австралия, Канада. А мы, находясь буквально «за горкой», не имеем возможности работать на этот рынок.

Сейчас лишь четыре мясокомбината из РК имеют право на поставки в Китай замороженного мяса. Это мало. Дело в том, что у КНР очень высокие требования к импорту. Для того, чтобы попасть в реестр поставщиков, необходимо выдержать инспекцию китайских служб.

- Если сравнивать требования, по некоторым параметрам китайские строже европейских, - отметил Серик Рахимбаев. – Сейчас инспекция работает, список аккредитованных мясокомбинатов может вырасти.

Читать по теме: Минсельхоз инспектирует KazBeef для включения в список экспортеров в Китай

 

Выгоды переработки

Сложнее вопрос по видам разрешенного к поставкам мяса – сейчас это замороженное, а не охлажденное. Тут уже больше вопрос переговорной позиции РК. При обсуждении таких тем стороны обычно идут друг другу на уступки в каких-то вещах. То есть, происходит некий взаимный обмен разрешениями. Пока Казахстан и Китай по поводу охлажденного мяса к соглашению не пришли. Но переговоры продолжаются.

- Тут еще один острый вопрос, - отметил Серик Рахимбаев. – На ввоз живого скота Китай пошлину не установил. А на ввоз мяса – 32%. При этом, есть страны, с которыми Китай очень здорово дружит, например, Новая Зеландия. И эти страны имеют возможность ввозить мясо без пошлин. Вот и представьте себе рыночную ситуацию – наше мясо будет на 32% дороже конкурентов. Нам придется на эту сумму снижать цену продажи, чтобы оставаться конкурентоспособными. Вот такая цена удачных переговоров, вот такая роль Минсельхоза. Да, министерство сельского хозяйства делает очень многое, оно за последние годы открыло рынок Китая для многих видов нашей сельхозпродукции. Но переговорный процесс нужно вести дальше, открывать новые ниши. И в первую очередь – по мясу.

При этом, эксперт подчеркивает, что торговать мы должны правильно -  Казахстан не должны быть сырьевым придатком других экономик. А если страна начнет продавать живой скот, она им станем. Разница между продажей живого скота и мяса такая же, как между продажей нефти и бензина. То есть, поставщик получает добавленную стоимость, полную загрузку перерабатывающих мощностей, зарплату для рабочих, налоги для страны.

Тут все очень просто и понятно по цифрам: все сельское хозяйство (производство сельхозсырья) в год дает 55 млрд тенге налогов. При этом откормплощадка и мясокомбинат «Астана Агропродукт» дают в год 100 млн налогов. А ежегодные отчисления каждого из ведущих мясопереработчиков страны составляют 1 – 2 млрд в год. Из этих цифр понятно, насколько переработка важна и выгодна для экономики.

Читать по теме: Вывоз скота предложили запретить на 5 лет

 

Справедливая цена

В этой связи, важен еще один момент в переговорах с Китаем – необходимо получить разрешение и на ввоз туда субпродуктов.

- На сегодня килограмм охлажденной говядины в Китае стоит примерно $12, или 5000 тенге, - рассказал Серик Рахимбаев. – Субпродукты также в цене, и с одной туши они дают почти столько же, сколько само мясо – от $10 за килограмм и выше. У нас все это не едят – печень, почки, сердце, спинной мозг, сычуг, а также ножки и уши. Поэтому цена на эти продукты очень низкая. Теперь давайте сравним: сейчас, при цене, грубо, 2000 тенге за килограмм мы выручаем с забитого бычка 350 – 400 тыс. тенге. А если мы забьем его у нас и поставил в КНР и мясо, и субпродукты в охлажденном виде, мы заработаем с той же туши примерно 1,2 млн. То есть, заработаем в три раза больше.

Благодаря этому мясокомбинаты смогут и фермерам давать справедливую цену на мясо, выше нынешних 1600 тенге за килограмм. Кроме того, сотрудники мясокомбинатов будут получать высокую зарплату. А государство получит отдачу в виде больших налоговых отчислений. То есть, произойдет качественный рост целой отрасли, мясопереработки. Появятся элементы долгожданной индустриализации в сельском хозяйстве с выполнением задач, заложенных в действующую госпрограмму АПК (но явно пока далеких от выполнения) – повышение в 2,5 раза производительности труда и объема экспорта переработанной сельхозпродукции.

- Что касается влияния на внутренний рынок, то цена на мясо в этом случае если и вырастет, то не на много, - уверен Серик Рахимбаев. – На базаре говядина  будет 2100 – 2200 тенге за килограмм.

Читать по теме: Экспорт скота в Китай взорвет цены на мясо

 

Тонкие настройки

В настоящий момент практически в каждом регионе есть мясокомбинаты, которые могут производить забой и глубокую переработку скота – в Жамбылской, в Туркестанской, в Алматинской, в Актюбинской, в Западно-Казахстанской, в Акмолинской, в Костанайской и в других областях. Они соответствуют всем европейским требованиям.

Однако, их мощности сейчас загружены на 35 – 40%, максимум 50 %. Причина – дефицит скота, сдаваемого фермерами и откормплощадками.

- К сожалению, у нас не работает закон о запрете подворного убоя скота, - отметил Серик Рахимбаев. – Во всем мире до 100% скота забивается на мясокомбинатах. У нас же преимущественно забой идет во дворах, где нет никакой возможности соблюдать санитарные нормы и правила. Кишки выбрасываются на свалку, кровь разносится собакам и воронами. Несколько лет назад я в составе рабочей группы МСХ РК изучал этот вопрос. Мы установили, что у нас на мясокомбинатах забивается максимум 3% – 5% скота. Отсюда в Казахстане и огромное число заболеваний, передающихся от скота к человеку.

Что касается откормплощадок, которые в прошлом году ухитрились вывезти из РК 156 тыс. голов КРС и сейчас лоббируют отмену запрета на экспорт живого скота, то до августа нынешнего года они находились в преимущественном положении по отношению к мясокомбинатам: фермеры получали субсидию из расчета 200 тенге на килограмм живого веса только при сдаче на откормплощадку. Наконец-то, с августа эти 200 тенге будут выплачиваться и при сдаче на мясокомбинат.

Читать по теме: Запрет на экспорт скота из Казахстана необходимо продлить

- Если Казахстан и должен продавать за границу живой скот, то только племенной, - отметил Серик Рахимбаев. – Это выгодно и приветствуется во всем мире, потому что племенной бык стоит по-настоящему больших денег – до $100 тыс. У нас есть племрепродукторы, которые могут это делать, та же Terra из Костанайской области. Поэтому, продавать племенных быков и телок за границу можно. Но опять же, продажи надо квотировать, чтобы учесть интересы внутреннего рынка, интересы граждан нашей страны.

Как пояснил Серик Рахимбаев, на мясном рынке очень много тонких настроек, которые используют лидеры отрасли для защиты своих позиций. Например, Аргентина, один из основных игроков мировой мясной  индустрии, запрещает забивать скот моложе 14 месяцев. Все очень просто – если бить телят, теряется та добавочная стоимость (25% - 30%), которую можно было бы получить благодаря полноценному откорму. В Казахстане, к сожалению, очень распространена ситуация, когда фермеры забивают молочных телят, вместо того, чтобы сдать их на откормплощадку, откуда они должны поступать на убой на мясокомбинат. Из-за этого валовый объем производства мяса в стране падает.

К сожалению, никаких правил, регулирующих этот процесс, в Казахстане сейчас нет. И их нужно вводить, чтобы поддержать развитие отрасли.

Сергей Буянов

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.