Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Талгат Турумбаев: Потенциал агробизнеса выше нефтянки
Завод по производству продвинутого ирригационного оборудования будет построен в Казахстане. Инвестиционное соглашение об этом 12 января 2021 года подписали три участника проекта — мировой лидер в технологиях орошения Valmont Industries (США), компания Kusto Group и Минсельхоз РК. Предполагается, что переход на дождевальные установки Valley позволит экономить 50-70% поливной воды при одновременном росте урожайности сельхозкультур.
Читать по теме: МСХ, Kusto Group и Valmont подписали соглашение о строительстве завода
О подробностях проекта порталу ElDala.kz рассказал Талгат Турумбаев, член правления и один и четырех учредителей Kusto Group.
Все интервью в формате видео можно посмотреть тут:
Интервью в аудиоформате можно послушать тут:
Пик развития
— Здравствуйте, Талгат! Какие выгоды казахстанским фермерам принесет тот факт, что с появлением завода в стране они смогут покупать оборудование местного производства, а не импортное?
— Здравствуйте, Сергей. Давайте подойдем к теме несколько иначе. Надо понимать, что Казахстан относится к регионам с высоким уровнем водного стресса. Согласно данным Всемирного банка, из-за глобальных климатических изменений и значительной зависимости Казахстана от притока рек из соседних стран предполагается снижение объема доступных водных ресурсов к 2030 году. Это делает критически важным рациональное использование водных ресурсов. При этом учитывайте тот факт, что вообще в мире 10% орошаемой пашни дает 40% продукции растениеводства. В Казахстане орошается 7% пашни, и эти площади дают 40-50% продукции. Дело в том, что на поливе выращиваются наиболее дорогие культуры.
И нашим фермерам, чтобы оставаться конкурентными на глобальном уровне, нужно переходить на новые технологии орошения. Это не вопрос выбора, это вопрос существования.
Производство оросительных машин позволит Казахстану стать лидером среди стран Центральной Азии, поскольку вопрос цены всегда главный. Наличие производства внутри Казахстана уберет вопросы логистики, валютные риски, поскольку стоимость будет формироваться в тенге.
Также производство в Казахстане даст преимущество в вопросах сервиса за счет создания сети центров обслуживания.
Читать по теме: ТОП-7 регионов Казахстана по площадям орошения
Могу рассказать немного об истории этого проекта. Компания Valmont является создателем круговых дождевальных установок. Советский Союз понял их преимущества, и в 1972 году делегация из СССР приезжала в США, чтобы приобрести имевшуюся на тот момент технологию. Так в Советском Союзе появились «Фрегаты», которые производились в Украине. В 1982-1983 годах их апгрейдили, купив лицензию уже чуть более продвинутой серии машин, которые стали выпускать в Краснодарском крае под названием «Кубань».
Казахстан достиг своего пика в аграрном производстве в 1989 году. Орошались на тот момент 2,4 млн га пашни. Из них под дождевальными установками были 650 тыс. га. Сейчас у нас в стране из общей площади орошаемой пашни в 1,4 млн га под дождевальными установками — всего 120 тыс. га.
Глубокое погружение
— Да, и у Минсельхоза РК есть масштабные планы как по восстановлению тех земель, которые были орошаемыми, но сейчас не имеют доступа к воде из-за разрушения магистральных водопроводов, так и по введению новых поливных площадей.
— Старт нашему проекту дало именно погружение самого государства в этот вопрос. Минсельхоз прекрасно понимает, что невозможно обеспечить продовольственную безопасность страны без развития орошаемого земледелия. Поэтому и была разработана долгосрочная программа развития отрасли. Предполагается в ближайшие годы довести площади орошаемых земель до 3-3,5 млн га. И так как водные ресурсы ограничены, их хватит на эту площадь только в случае использования современных технологий орошения. В том числе — применения дождевальных установок.
Читать по теме: Отказ Кызылорды от риса приведет к экологической катастрофе
Программа написана очень профессионально. Например, она включает вопрос модернизации магистральных каналов, в которых сейчас теряется большой объем воды.
— До 40%, согласно данным Минсельхоза.
— Да. Второй вопрос связан с Капашгайским водохранилищем. Также стоит задача сохранения паводковых вод в Северном Казахстане, которые сейчас по большей части теряются из-за того, что глинистые почвы ее не впитывают весной. Все это можно сохранять и использовать для полива в течение лета.
— После решение вопроса подачи вод по магистральным каналам речь уже пойдет об использовании современных ирригационных машин. Сколько их нужно, сможет ли казахстанский завод Valmont покрыть эту потребность?
— Мы собираемся производить не менее 1000 машин в год. В зависимости от потребности мощность можно и увеличить. Этого хватит, чтобы закрыть весь спрос. За 10 лет мы планируем перевести под дождевание как минимум 400 тыс. га казахстанской пашни. Это пессимистичный план, поскольку у нас есть все возможности перевести и 1 млн га. Но это зависит от множества факторов: от наличия воды до активности фермеров.
Государство для развития сельского хозяйства делает много, но работы впереди еще больше. А вообще, если раскрыть весь потенциал нашего АПК, то он будет давать столько же, сколько сегодня дают нефтяная и горнорудная отрасли вместе.
— Если говорить об активности фермеров, то она во многом будет зависеть также и от господдержки орошаемого земледелия. В настоящий момент эта отрасль субсидируется, но действующая госпрограмма заканчивается в текущем году. Вы знаете, останется ли внедрение орошения одним из приоритетов государства, с соответствующим уровнем субсидирования при приобретении ирригационного оборудования?
— Да, безусловно. Весь этот проект развивается при поддержке государства, и она сохранится в будущем. Будут продолжены как лизинговая программа по приобретению оросительных установок, так и льготное кредитование подготовительных работ. Останется и инвестиционное субсидирование.
Минсельхоз РК разрабатывает свои программы развития с участием ведущих мировых институтов, и их позиция всегда однозначна — поддержка не должна быть прерывистой. Любая стратегия развития должна быть долгосрочной. Как мы растили ту же нефтянку в свое время, точно такой же подход сегодня должен быть и к аграрному бизнесу.
Точное земледелие
— Каким будет ассортимент выпускаемых машин? Это будут и фронтальные, и круговые агрегаты?
— Все будет зависеть от потребностей рынка. Но мы прогнозируем, что в основном это будут круговые установки. Вообще, в мире 90% установок — круговые. Многие страны, имевшие фронтальные установки, в итоге тоже перешли на круговые. Вся Америка, Южная и Северная, они все на круговых установках. Думаем, то же будет у нас. Их преимущество в том, что не нужны каналы вдоль поля для подачи воды. Вода подводится в одну точку, и от нее идет распределение. Это менее затратно и более эффективно.
— Каким будет минимальный радиус круговой установки?
— Тут нужно исходить из экономической целесообразности. Считается, что она максимальна на участках от 50 до 150 га. Для полей большего размера нужно уже несколько установок.
— По цене заранее можно обозначить — какой она будет для одной машины казахстанского производства?
— Это сделать не так просто. Например, в производстве автомобилей есть стандартные модели. В производстве дождевальных установок их нет — каждая уникальна. В зависимости от рельефа поля, его площади, набора культур меняются и параметры установки. Вообще, это сложная система. Например, колеса должны двигаться с разной скоростью, подача воды также идет определенным образом, чтобы в центре ее не было больше, чем на концах крыльев.
Читать по теме: Бахча принесла фермерам по 3 млн с гектара
Кроме того, установки могут апгрейдиться и усложняться. Например, в них интегрируются элементы точного земледелия, что позволяет определять участки поля, где увлажненность достаточная, и вести там менее интенсивный полив. К тому же установки обеспечивают подачу не только воды, но и удобрений в жидком виде. Технологии точного земледелия позволяют определять, куда и какие именно вещества нужно вносить. Все это позволяет повышать экономическую эффективность.
Вообще, оборудование компании Valmont многих привлекает именно уровнем цифровизации — управлять установками можно через свой смартфон, находясь в любой точке мира. Причем для этого достаточно одного человека. Можно задавать и определенный режим полива, например, настроить его на старт ночью.
Надежная защита
— Переходя к самому проекту: в каком регионе страны предполагается строительство завода?
— По соглашению мы строим завод мощностью 1000 установок в год, плюс смежная продукция — дорожные знаки, столбы освещения и прочие металлоконструкции, требующие оцинкования. Дело в том, что на заводе будет цех гальванизации с ванной для горячего оцинкования. Это еще одна причина того, почему установки производства Valmont высоко ценятся — они не подвержены коррозии за счет такой защиты металлических элементов. Это позволяет им работать десятки лет.
Что касается локации, то мы рассматриваем несколько участков, как на юге, так и на севере страны. Требуется около 50 га. К тому же нужно принимать во внимание логистику, наличие сырья, некоторых видов сервиса, близость к рынку сбыта и т. д.
Читать по теме: Бельгия-Казахстан: картофельные перспективы
Компания Valmont имеет более 80 заводов по всему миру, и опыт подбора площадок у нее большой. Сформирована команда, которая сейчас ездит по Казахстану и смотрит все возможные места, учитывая плюсы и минусы каждого.
— Наверняка, кроме завода будет создаваться сеть центров обслуживания, а также демонстрационных ферм.
— Центры обслуживания очень важны, при их создании будет учитываться территориальный охват и время реагирования на запросы, наличие клиентов в регионах. Будем вести работу по определению точек их создания. У Valmont соответствующий опыт тоже есть.
Что касается сети демонстрационных ферм, то еще задолго до подписания нынешнего инвестиционного соглашения такая работа началась. Были подписаны соглашения о сотрудничестве с научно-производственными центрами в Казахстане, в частности, с НПЦЗХ им. А. Бараева и агропарком в Туркестане. Сейчас идет работа по подписанию соглашения с Казахским национальным аграрным университетом. В Шу Жамбылской области в частном агрохолдинге установлены три машины, и клиент очень доволен — урожаи получены очень высокие. Теперь они собираются развиваться дальше в этом направлении.
— И каждое такое предприятие может служить демонстрационной фермой?
— Да. В сельском хозяйстве работают открытые люди, у них нет привычки прятать свои технологии. Напротив, они очень часто делятся тем, что у них есть и хорошо работает. Им интересно рассказать, ответить на вопросы. Поэтому проблем с ознакомлением ни у кого не будет.
Читать по теме: Как KAZSEEDS создает в США семена для Казахстана
И вообще, чем интересны такие центры: там ведь не только оборудование Valmont представлено будет. Там в принципе — центры новых технологий во всем многообразии. Передовые методы обработки почвы, лучшие семена — все можно увидеть там. У нас, у Kusto Group, есть KAZSEEDS — совместное предприятие с американской компанией Baumgartner Agriculture Science and Service (BASS). Это производитель семян, который в 2020 году вывел на рынок два сорта кукурузы, «Айша» и «Алия». Они были созданы специально под условия Северного Казахстана, где срок вегетации короткий. В центрах можно будет познакомиться и с этим опытом в ходе специальных семинаров и презентаций.
Аграрная миссия
— У Kusto Group есть свое животноводческое подразделение, компания KazBeef, которая имеет потребность в кормах. И выращивание кукурузы — как раз способ решить и этот вопрос. Аналогичная проблема в целом в животноводстве Казахстана — дефицит кормов, снять который поможет развитие орошаемого земледелия. Можно ли говорить, что проект по строительству завода Valmont интересен для Kusto Group еще и этой перспективой?
— Безусловно. Но аграрный бизнес — в принципе, очень интересная и перспективная сфера. Да, есть такой момент, что многие компании успели получить негативный опыт работы в сельском хозяйстве, поэтому не хотят двигаться в этом направлении. Однако давайте посмотрим на Европу или США, где земля очень дорогая, но аграрники успешно работают и конкурируют на мировом рынке.
Что касается именно Kusto Group, у нас есть понимание социальной ответственности бизнеса, мы хотим помочь своей стране, своему народу воспользоваться существующими возможностями в виде наличия обширных территорий и близости к растущим рынкам сбыта. Потребление продовольствия Китаем будет расти с каждым годом. Чем богаче будет становиться население, тем больше там будет спрос на богатые протеином продукты и вообще на качественную еду. И у нас есть возможность выращивать и поставлять все это туда. Это — прекрасная миссия. Как я уже говорил, мы можем создать агроиндустрию, эффективность которой будет намного превышать то, что сегодня дают нефтянка и горнорудная промышленность.
Читать по теме: Как Kusto Farming на севере выращивает кукурузу на зерно
Например, компания Tyson Foods только в США делает продажи на $40 млрд в год. И это на рынке в 300 млн человек. У нас рядом — 1 млрд китайцев, плюс вся густонаселенная Юго-Восточная Азия. Если мы создадим в Казахстане хотя бы одну компанию с оборотом, как у Tyson Foods, за счет всей цепочки добавленной стоимости мы получим эффект для экономики в $200-300 млрд.
Конечно, нам одним такой проект не осилить, это огромная работа. Но если мы хотя бы поможем государству получить импульс в этом направлении, то будем спать спокойно, считая, что выполнили свою миссию.
— Большое спасибо за интересный рассказ, Талгат. И у нас остался последний вопрос — когда завод начнет работать и первая его продукция появится на рынке?
— Как только нам предоставят землю под строительство завода, нам понадобится 30 месяцев на запуск. Но, в принципе, продукция доступна уже сейчас. Ближайший завод у Valmont в Дубае, где нет налогов, за счет чего продукция самая дешевая. Пока не построим завод в Казахстане, будем привозить оттуда. Что касается начала производства казахстанской продукции, то крайний срок для себя мы определили 1 января 2025 года.