Иван Сауэр: Между фермером и прилавком - пропасть

В Казахстане отсутствует «воронка сбыта» сельхозпродукции. Из-за этого фермеры, вырастив урожай или скот, не могут продать его потребителю напрямую, а сталкиваются с многоступенчатой системы посредников. В итоге, на пути от фермы до прилавка продукты питания дорожают в разы, но зарабатывают на этом совсем не аграрии.

 

Тысяча причин

В первых числах января в такой ситуации оказался Нурлан Куралов, учредитель ТОО «Амангельды» из Туркестанской области. Эта компания имеет самый большой сад в Казахстане, площадью 500 га: на 150 га растет виноградник, на остальной площади вся линейка фруктов – яблоки, слива, персик, айва, черешня и так далее.

На фото Нурлан Куралов

Загрузив «Газель» фруктам и соками собственного производства, фермер отправился в столицу, чтобы найти сбыт для своего товара. Однако, в миллионном городе он сделать этого не смог. У торговых сетей, куда он обращался, оказалась  тысяча причин, чтобы не брать товары – ретробонусы, оплата за полку, сроки выплат и так далее. Такие факторы, как качество продуктов и выгодная для покупателя цена, там во внимание не принимали.

Читать по теме: Продукты питания в ноябре подорожали на 1,3%

В итоге, Нурлан Куралов отвез «Газель» в поселок Родина, расположенный недалеко от Нур-Султана, где живет и работает его давний товарищ Иван Сауэр, один из крупнейших аграриев Казахстана. Тут знают труд фермера, поэтому понимают всю ценность натуральной продукции. Весь южный товар был распродан в течение дня: утром продукцию разгрузили в местном магазине, а вечером с полки забрали последний товар.

И это не удивительно – фрукты и соки свежие, а цена на них ниже импортных аналогов неясного качества. Сейчас цена соков ТОО «Амангельды» составляет 1000 тенге за 3 литра. Яблоки - 280 тенге за килограмм.

Читать по теме: Органика это хорошо, но не идеально

- Продукция из сада Нурлана Куралова – это просто фантастика, - рассказал Иван Сауэр. – Занесли в магазин, там такой аромат сразу разлился! Натуральные яблоки нескольких сортов, виноград, а также натуральные соки. Все это наше, отечественное, качественное. Причем, по цене гораздо ниже импортной продукции. Спрашиваю у него: почему я не могу поехать и в Нур-Султане купить все это в магазине? Он объясняет, что торговые сети по разным причинам не идут на сотрудничество. Мы договорились начать эту систему «ломать», хотя бы с малого – с прямых поставок к нам и в другие поселки, где у фермеров есть свои магазины.

Иван Сауэр удивляется, почему отечественная продукция не находится в списке приоритетов для местных торговых сетей. Да, им нужны вагонные поставки, крупный опт, а таких производителей в Казахстане пока немного. Но это не значит, что в магазине не должно быть местной продукции хотя бы в небольшом количестве. Ведь она более свежая, выше качеством, дешевле за счет отсутствия транспортных расходов. Поэтому аграрий считает необходимым отказываться от стереотипов, строить склады для хранения казахстанских овощей и фруктов, формировать крупные партии и поставлять в торговые сети.

 

Эффект размера

Получается, что сегодня лишь крупные производители могут позволить себе и собственную переработку и собственную логистику. Таким образом, они работают с торговыми сетями без посредников. В первую очередь, от этого выигрывают покупатели. Ведь местная продукция имеет гарантированное качество и свежесть, поскольку доставляется с фермы до прилавка быстро. И что важно, продается она по более низким ценам.

- Самое дешевое молоко в Казахстане знаете, где? В Нур-Султане, - отметил Иван Сауэр. - Потому что два крупных производителя, наша Агрофирма «Родина» и компания Геннадия Зенченко из СКО, закрывают 80% столичного рынка. Да, мы получаем хорошую господдержку, и благодаря этому имеем возможность держать уровень рентабельности на приемлемом уровне. За сверхприбылями мы не гоняемся. Мы находимся в здравом уме, и понимаем, что субсидии – это не подарки от государства, а механизм регулирования цен. И мы относимся к этому соответственно. И вот результат – благодаря этому сейчас в провинции цены на молоко выше, чем в столице.

К сожалению, далеко не все отрасли работают так. Многие, получив субсидии на десятки миллиардов тенге, норовят всю свою продукцию отгрузить за границу, чтобы получить максимальную прибыль. В этом случае господдержка становится вливанием в развитие чьего-то частного бизнеса, без малейшей пользы стране и народу. Таких горе-бизнесменов правительству приходится "приводить в чувство" ограничениями экспорта. 

Читать по теме: ТОП-69 крупнейших производителей молока в Казахстане в 2019 году

Также Иван Сауэр подчеркивает, что государство должно «привести в чувство» и торговые сети. Потому что никакой кооператив, не говоря про самих фермером, нынешнюю политику торговых сетей не изменит. Это должно сделать правительство.

- Экономика не начнет развиваться, если у нас не будет здравого протекционизма отечественного производителя, - сказал аграрий. - Особенно это касается мелких и средних фермеров. Они никогда сами не пробьются, если государство не выстроит эту систему.

 

Полезно и дешево

Как отметил Ербол Есенеев, управляющий директор – директор департамента АПК Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», в Казахстана ежегодно завозится даже не соков, а сахаросодержащих напитков на $92 млн. Их средняя стоимость ничуть не ниже наших, отечественных натуральных соков. Так, почему бы стране не обеспечивать собственных граждан полезным продуктом, при этом, еще и сохраняя в экономике десятки миллионов долларов?

Читать по теме: Субсидии на садоводство увеличат с 25 до 40%

- Средняя цена импортируемых сахаросодержащих напитков составляет 250 тенге/литр, - отметил Ербол Есенеев. - Для воды с сахаром это очень дорого! Не говоря про то, что сладкие газированные напитки – это вредные для здоровья продукты. Именно поэтому необходимо наращивать производство своих фруктов и овощей (яблоки, виноград, морковь, томаты и др.) для дальнейшей переработки и производства соков, сухофруктов, джемов и т.д. Например, ТОО «Амангельды» готово поставлять свой натуральный сок по цене 300-350 тенге за литр, на производство которого уходит 5 кг свежих фруктов или овощей. Сдерживающий фактор сейчас только один – реализация товара. Без решения этого вопроса у фермеров нет ни средств, ни стимула расти.

А расти фермеры хотят и могут. Такими планами поделился и Нурлан Куралов. Работа по созданию сада ТОО «Амангельды» началась в 2010 году, и с тех пор ежегодно добавляются новые участки. Цель – дойти до 5 тыс. га в течение пяти ближайших лет. Когда удастся вырасти до этого уровня, объем производства позволит упростить и реализацию за счет объемов. 

Читать по теме: В Туркестанской области сады планируют отдавать в лизинг

- Также мы хотим развивать переработку, - отметил фермер. - Сейчас у нас она есть, но на небольших объемах, 20 тонн в сутки. Недавно я был в Турции, обсуждал совместный проект с турецкой компанией. Это будут соки прямого отжима, без сахара и консервантов. Так что, с производством у нас проблем нет. Но нужно, чтобы эта продукция появлялась на полках наших магазинов. 

Решением для поддержки сбыта продукции мелких и средних фермеров в могли бы стать торгово-закупочные центры, если их создать в каждом сельском районе, считает Нурлан Куралов. Они должны получать льготные кредиты, чтобы финансировать оборотными средствами фермеров, с которыми заключены договора на поставки. При этом, деньги должны выдаваться вовремя, уже в феврале, чтобы аграрии успевали подготовиться к сезону.

 

Нужен «зеленый коридор»

При этом, проблема со сбытом возникает у производителей самой разной сельхозпродукции, включая и мясо. Именно такая ситуация сложилась на рынке говядины. Фермер сегодня может продать бычка лишь из расчета 1600 тенге за килограмм убойного веса. А после этого покупатели видят в магазине это мясо уже в 1,5 – 2 раза дороже. В итоге, сам фермер работает практически «в ноль», а посредник на его труде получает 1000 тенге с каждого килограмма. Труд теряет смысл.

В поисках выхода из тупика фермеры пришли к уверенности, что решением может стать лишь продажа живого скота на экспорт. К сожалению, это не так – и на экспорте живого скота (если его разрешат власти) опять будут зарабатывать посредники, а фермерам по-прежнему придется перебиваться грошами.

Читать по теме: Алмасбек Садырбаев: Животноводство ждёт катастрофа

Единственный реальный выход – развивать систему справедливого сбыта внутри страны, насыщая отечественный рынок качественной и недорогой продукцией.

- Проблема со сбытом сейчас действительно по всем позициям отечественной сельхозпродукции, - подтвердил Иван Сауэр. – Дело в том, что между фермером и прилавком сейчас – пропасть. И пока обойти ее никак невозможно. Решать проблему должны сразу несколько министерств – и Минторговли, и Минсельхоз, и Минэкономики. Необходимо создать «зеленый коридор» к прилавку для отечественной продукции. Весь мир – пример того, как это должно быть. Трудно себе представить, чтобы Европа хороший натуральный продукт куда-то экспортировала, а своих граждан кормила сомнительными импортными продуктами непонятного происхождения. И мне не понятно, почему у нас все иначе. Почему я должен отправлять свою натуральную продукцию за границу, а здесь наши люди должны употреблять импортный порошок? Это же нонсенс! Государство вкладывает огромные субсидии в молоко, в мясо – а оно будет уходить на экспорт. Это же безумие какое-то! Отечественная продукция, прежде всего, должна продаваться на собственном рынке. Свежее, хорошее, добротное.

Читать по теме: Иван Сауэр: отрасли нужна стратегия развития, а не схема распила

Все эти задачи Иван Сауэр считает необходимым заложить в разрабатываемую сейчас новую пятилетнюю стратегию развития АПК РК на 2022 – 2026 годы. И Нацпалата «Атамекен» планирует на своей площадке отстаивать эту позицию.

Сергей Буянов

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.