Как кооперация поможет снять фермеров с «иглы субсидий»

«У меня мечта – выстроить кооператив мирового уровня. Чтобы у нас были тысячи участников. Есть такие объединения в мире, они работают, они процветают. Они могут позволить себе все - от образовательных программ до благотворительности», - рассказал в интервью ElDala.kz Ерлан Токтушаков, председатель правления СПК «Ертiс Агро».

Правительство Казахстана уже несколько раз предпринимало попытки инициировать сельскохозяйственную кооперацию, рассчитывая через этот инструмент решить вопрос привлечения инвесторов в аграрный сектор. При этом, в пример ставились истории успеха из мировой практики, когда объединения фермеров становились основой благополучия отрасли.

Однако, казахстанские фермеры отмечают, что все прежние попытки исходили из неверного понимания чиновниками самого термина «кооперация»,а потому не шли дальше попыток «затаскивания» аграриев в некое подобие «колхозов». Естественно, такие форматы изначально были обречены на провал.

Читать по теме: В Атамекене рассказали о реализации инициативы "от поля до прилавка"

В очередной раз сделать кооперацию акцентом новой госпрограммы развития АПК РК (она должна быть готова к середине 2021 года) поручил Президент РК Касым-Жомарт Токаев. Возможно, в этот раз попытка окажется жизнеспособной – если правительство примет за образец СПК «Ертiс Агро», 35 участников которого обрабатывают около 200 тыс. га пашни в Павлодарской области.

 

Win-to-win

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Ертiс Агро» был создан в 2016 году. К тому времени Ерлан Токтушаков и его единомышленники изучили мировой опыт и пришли к заключению, что кооперация – это тот путь развития, который успешно используется во всем мире. При этом, кооперация совсем не подразумевает знакомое каждому понятие «колхоз». Даже в дословном переводе оно означает совсем другое – сотрудничество, взаимовыгодное партнерство win-to-win, когда все стороны остаются в выигрыше.

- В Германии каждый фермер является членом кооператива, - рассказал  Ерлан Токтушаков. - Не бывает такого, чтобы кто-то работал сам по себе. Потому что работать вместе выгоднее. По данным влиятельной организации Международный кооперативный альянс, в кооперативном движении по всему миру работает 700 млн человек. То есть, каждый десятый житель Земли! 300 крупнейших кооперативов производят продукции в год на $2,1 трлн. Бюджет самого большого кооператива, расположенного в Южной Корее, в четыре раза больше бюджета Казахстана. Представляете масштабы!

Таким образом, уверен Ерлан Токтушаков, в кооперации изобретать велосипед не надо – все давно изобретено и расписано по шагам. Нужно просто работать, при необходимости привлекая международных консультантов. Сам «Ертiс Агро» поддерживал связь с министерством сельского хозяйства Канады, которое предложило свою помощь в развитии. Также фермеры ездили по передовым странам, изучая опыт.

Читать по теме: Минсельхоз РК считает нецелесообразным создание Агробанка

- Мы начали не с денег, мы начали с технологий, - отметил руководитель кооператива. - Ездили, смотрели, внедряли у себя. Не все необходимость этого понимали, но мы никого не заставляли. Кто-то пошел вперед, кто-то наблюдал со стороны. Но, как бы то ни было,  на сегодняшний день мы 20% площадей уже перевели на технологию no-till. У нас большие хозяйства, мегахолдинги с этим справиться не могут. А мы делаем!

Кроме того, благодаря кооперации, хозяйства смогли уйти от монокультуры пшеницы и внедрить широкий спектр масличных культур, а также бобовые и кормовые. До этого большинство фермеров с ними не связывалось из-за отсутствия качественных семян и непонимания технологий возделывания.

Финансовые результаты четырехлетней деятельности впечатляют: получив за это время 6,2 млн тенге госсубсидий, СПК заплатил 115 млн тенге налогов. То есть, отдача почти в 20 раз превысила сумму полученной господдержки.

 

Игла субсидий

При этом, Ерлан Токтушаков уверен, что кооперативу по силам повысить производительность намного выше, и в результате вовсе отказаться от госсубсидий. Участники СПК разработали экономическую модель, эффективность которой готовы доказать любому специалисту. Она предполагает переход на орошаемое земледелие, что позволит увеличить урожайность в разы.

Читать по теме: Площадь орошаемых сельхозземель увеличится вдвое за 10 лет ― Минсельхоз

Напомним, что согласно планам МСХ РК, в течение 10 ближайших лет площади орошения в Казахстане предполагается удвоить, с нынешних 1,5 млн га до 3 млн га. Однако, рассматривается только использование поверхностных вод с восстановлением разрушенной и строительством новой оросительной инфраструктуры. СПК «Ерiтс Агро» предлагает «копнуть глубже».

- Да, у нас в Павлодарской области есть река Иртыш, которая позволяет поливать прилегающие земли, - отметил Ерлан Токтушаков. - А все остальные аграрии? Им как быть? Им тоже нужен полив для увеличения производительности труда! При этом, у нас  есть огромные ресурсы в виде подземных вод, и мы предлагали их задействовать. Лет 10 назад я был в США, и там, в самых засушливых штатах, Орегон и так далее, 70% фермеров сидит на поливе. И орошают свои земли они именно из артезианских колодцев.

Эту же технологию фермеры предлагают использовать в Казахстане. Да, это недешево – одна скважина, рассчитанная на полив 100 га, стоит 100 млн тенге. Но во-первых, вполне реально работы удешевить, создав при поддержке государства подразделение по бурению в рамках самого кооператива. Во-вторых, на это направление фермеры предлагают использовать часть тех субсидий, которые ежегодно выплачиваются аграриям. Для Павлодарской области это 30 млрд тенге в год.

- В-третьих, нужно отказаться о разных «прожектов», - отметил Ерлан Токтушаков. – Вот, у нас потратили более 300 млн тенге на создание ПСД сахарного завода. Зачем? На эти деньги можно было пробурить 6 – 7 скважин и получить реальную отдачу. Мы который год говорим: давайте определимся, что нужно для бизнеса – и сделаем это. Не будем заниматься всякими «пилотными проектами»,  а просто создадим условия для стабильной работы отрасли.

Читать по теме: Рентабельность мясного бизнеса на 40% увеличили в Акмолинской области

Глава СПК «Ертiс Агро» уверен, что после того, как у крестьян появится полив, им не будет нужна никакая другая государственная поддержка – рентабельность производства повысится до уровня, когда зарабатываемых средств будет достаточно для развития. Да, на первом этапе государству придется вложиться в скважины, но это будут возвратные средства – они вернутся государству через выплату налогов.

- Сейчас мы все сидим на игле субсидирования, - сказал Ерлан Токтушаков. -  А через 10 лет все должны очиститься. И это реально, поскольку на поливе мы сможем получать урожай 40 – 50 центнеров с гектара. Это при том, что сейчас у нас средняя урожайность 7 – 8 центнеров с гектара. И тогда у фермера будет возможность и налоги платить, и зарплаты, и самое главное, дешевым продовольствием обеспечить наш внутренний рынок.

При этом, развитие орошаемого земледелия позволит достичь еще одного важного момента -  выстроить аграрный бизнес, который не будет зависеть от погодных условий. Это очень важно с точки зрения привлечения инвесторов. Ведь самое страшное для бизнеса – это неопределенность, инвестор не придет туда, где невозможно просчитать конечный результат. Стабильная высокая урожайность снимает эту проблему. В СПК «Ертiс Агро» уверены, что в этом случае смогут привлекать и международное финансирование.

 

Свет в тоннеле

К сожалению, не все идет гладко. Основной задачей сотрудничества фермеров внутри СПК «Ертiс Агро» считается обеспечение потребностей участников в ресурсах,  а также защиту их законных прав и интересов. И вот тут интересы бизнес и чиновников, к сожалению, расходятся.

- В сентябре 2016 у нас был Елбасы, - вспомнил Ерлан Токтушаков. – Посмотрел и сказал, что мы воплощаем в жизнь то, о чем он мечтал. И пожелал нам удачи, сказав, что альтернативы кооперации нет. И это правда. Но исполнители почему-то трактуют это по-своему.

Реалии таковы, что в 2017 году кооператив лишили возможности получать субсидии на семена. А вскоре так же участь постигла субсидии на минеральные удобрения, гербициды и пестициды. Почему? Сослались на правила – якобы, там не прописана возможность оформления господдержки централизованно, на кооператив. Каждое сельхозформирование, входящее в СПК, вынуждено делать это само, теряя время и силы на то, что можно было бы делать централизованно. Учитывая, что членов в СПК –  35, бумажные процедуры можно было уменьшить ровно в 35 раз, если бы кооперативу пошли навстречу.

Читать по теме: Нуржан Альтаев: Нам нужна программа посткризисного восстановления

Кстати, только в Павлодарской области еще 117 кооперативов. Конечно, они не такие масштабные, как «Ертiс Агро». Но  тем не менее, понятно, как чиновники могли бы облегчить жизнь сотен крестьян, убрав лишние бюрократически проволочки. А уж в масштабах страны цифры и вовсе гигантские.

- Поэтому я и говорю, что главная проблема в АПК Казахстана -  не нехватка финансирования, - резюмирует Ерлан Токтушаков. - Самая главная проблема – непонимание со стороны людей, облеченных властью. Когда мы устраним непонимание чиновников, все остальное уйдет на второй план. Однако, пока шансов на то, что что-то поменяется, я не вижу. Лично знаю всех вице-министров, лично знаю министра. Мы со всеми встречались. Но я не увидел у них заинтересованности в том, чтобы трактовать ситуацию в нашу пользу, в пользу кооперативов. Свет в конце тоннеля мы увидим  том случае, если мы сядем за стол переговоров. А  если нам удастся договориться, то нас будет уже не удержать – за несколько лет мы и собственную потребность Казахстана в сельхозпродукции полностью закроем, и на экспорт выйдем.

Сергей Буянов

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.