На чем нельзя экономить фермеру

Просто заниматься сельским хозяйством, выращивая зерно или лён, в условиях современного рынка уже недостаточно. Чтобы хозяйство крепко стояло на ногах и ежегодно получало высокую прибыль, фермеру нужно не только разбираться в агрономии, но и всерьёз заниматься аграрным бизнесом. То есть просчитывать, какие культуры сеять, в какие периоды продавать урожай, сколько вкладывать в гектар, сколько получать отдачи.

О том, как грамотно отстроить эту работу, команда портала ElDala.kz  в рамках АгроКаравана расспросила Павла Лущака, директора ТОО «Найдоровское», которое располагает земельным банком в 20 тыс. га и является одним из передовых хозяйств Карагандинской области.

Все интервью в формате видео можно посмотреть тут:

Интервью в аудиоформате можно послушать тут:

В поиске ниши

- Мы использовали разные подходы, в том числе у нас была очень широко внедрена диверсификация, - рассказал Павел Лущак. - То есть в 2013-2014 годах у нас высевалось порядка 12 культур. Это и нут был, и горох, и горчицу пробовали, и гречиху.

- В зависимости от ситуации на рынке добавляли что-то новое?

- Это были нишевые культуры такие, это были пробы, поиск рынков сбыта и так далее. Все это время мы работали на шестипольном севообороте. Но все-таки в итоге нам пришлось вернуться к хорошо забытому четырехпольному севообороту, который был принят в советские времена. Четырехпольный севооборот - это значит, что мы три культуры сеем, а четвертый год - пар. И мы пришли к тому, что оптимальный набор культур для нас, для нашего предприятия, для нашей экономики - это твердая пшеница, мягкая пшеница, лён, какое-то количество ячменя для собственного животноводства, а также картофель - на орошении и люцерна - на корма. Этот путь был нами проделан в течение 5-6 лет, и подход оправдывает себя в плане маржинальности производства в нашем регионе.

- Вы предвидели будущее и начали выращивать масличные, когда они еще не были широко распространены у нас?  

- Ну, наверное, наоборот. В 2011-2012 годах они были как раз наиболее маржинальны. Кто помнит, лён тогда продавался по 100-120 тыс. тенге за тонну при курсе доллара 150 тенге. То есть максимально он достигал 800 долларов. Потом с годами он цену постепенно терял.

- А в нынешнем году снова вернул.

- Да, вернул. Но мы его не можем в нашем регионе возвращать на поле чаще, чем раз в 6 лет. Поэтому у нас и получается вот такой севооборот: из 20 тыс. гектаров мы паруем 5 тыс. гектаров. Еще 5 тыс. га у нас занимает твердая пшеница, 5 тыс. га - мягкая пшеница, а 3 тыс. га - лён. Плюс еще 2 тыс. га идут тритикале, ячмень и все остальное.

Читать по теме: Мечта агронома. АгроКараван, день 19

- Тритикале - тоже не очень распространенная у нас культура. Почему вы выбрали её?

- Тритикале - гибрид ржи и пшеницы. За счет этого она имеет хорошие качества для перезимовки. У нас озимая тритикале, что очень удобно: уборка проходит с 20 июля по 1 августа, и когда приходит период реализации, то ее цена соответствует четвертому классу пшеницы. То есть да, клейковина у тритикале невысокая, где-то 16-17%, но цена хорошая. Сейчас ведь разница в цене между третьим и четвертым классом пшеницы небольшая, где-то 2-3 тыс. тенге. А урожайность тритикале дает высокую за счет того, что культура озимая. Таким образом, за счет этой культуры мы получаем необходимые нам оборотные средства перед началом основной уборочной кампании, можем купить ГСМ и запчасти. Это очень хорошее подспорье.

 

Преимущество «четырёхполки»

 - Есть мнение части фермеров, что нужно как можно меньше вкладывать в гектар, тогда даже в плохой год, за счет того, что инвестиции небольшие, они даже при небольшом урожае получат гарантированную прибыль. И есть другой подход: нужно хорошо вложиться в гектар, тогда и прибыль будет большая. Вам какой подход ближе, какой подход используете вы?

- Смотрите, почему мы используем четырехпольный севооборот? Потому что культуры, которые мы подбираем сейчас, и сорта, которые выращиваем, - это сорта интенсивные. Их, как говорится, надо кормить. А говоря фермерским языком, надо вносить минеральные удобрения в достаточном количестве, и нужные минеральные удобрения, чтобы выравнивать баланс в почве.

 В этой связи почему у нас четырехполка - в пары достаточно легко вносить удобрения. Тот же аммофос, фосфорное удобрение, надо внести в среднем на глубину 16-18 см, это его место в почве для корневой системы. Если вносить его ранней весной перед посевом, то можно потерять влагу - и почва окажется пересушена. Осенью на поле мы можем просто физически не зайти, потому что почва будет твердая, как бетон, после уборки, либо там просто будет сыро, и трактор не пройдет.  

Поэтому аммофос мы вносим в пары, норма порядка 179 кг - обоснованная норма в Казахстане для паров, которая субсидируется. Мы вносим удобрение, и почва у нас подготовлена для интенсивных сортов. Интенсивные сорта - это в основном европейская селекция, высокоурожайные сорта, короткостебельные, которые дают хороший результат именно после паров. К тому же пары запасают влагу предыдущего года плюс текущего сезона. И потому получается, что мы имеем запас влаги если не двухгодичный, то полуторагодичный. Значит, это дает нам  очень хороший выход по урожайности на твердой пшенице по ценным сортам, дорогие семена которых мы завозим из-за рубежа. Самые дорогие семена, которые мы завозили в нынешнем году, с  растаможкой и дорогой - 1850 евро за тонну. То есть в тенге это стоимость одной тонны под миллион. С этих сортов нам нужно брать высокий урожай, чтобы оправдать этот подход.

Читать по теме: Как агротехнологии помогают зарабатывать $500 с гектара

Далее, чтобы получить не просто хороший урожай твердой пшеницы, но еще и качественный, нам надо детальнее балансировать питание. Потому что стекловидность, основной показатель качества, может колебаться в пределах 20%. Допустим, в сезоне 2020-2021 годов твердая пшеница со стекловидностью 80-82% продавалась по 155 тыс. тенге/тонна, то со стекловидностью 65% она продавалась по 135 тыс. тенге. А если стекловидность до 60%, то цена была уже порядка 115-120 тыс. тенге.

 

Жатва без потерь

- Теперь вернусь к вопросу рентабельности, - продолжил Павел Лущак. - Из чего она складывается в нашем хозяйстве: если в среднем мы берем 2 тонны с гектара той же твердой пшеницы и продаем ее по  135 тыс. тенге/тонна, то гектар нам приносит в среднем 270 тыс. тенге. Вот в среднем вложения в каждый гектар при нашей технологии, включая пары, составляют 85 тыс. тенге. Получается, рентабельность гектара - 185 тыс. тенге. Мягкая пшеница дает тот же самый урожай, но рентабельность уже меньше. Но мы не можем все засеять только одной культурой, какой бы выгодной она ни была, - нужен севооборот. И тот же лён попадает в севооборот только на 6-7-й год. 

Хотелось бы затронуть наши подходы к работе с почвой. Агрохимический анализ, о необходимости которого все мои коллеги спорят, спорят и фермеры, и ассоциации, и союзы.

- Большая часть за или против?

- В основном против. Якобы это очень затратно. Но если 700 тенге поделить на 3 года (агрохиманализ делается раз в 3 года), то нагрузка на гектар составляет порядка 240 тенге в год. Это небольшие деньги.

Читать по теме: Архитекторы без будущего

Мы имеем такой опыт: кроме тех анализов, которые делались в 2005-2007 годах, мы с 2014 года начали делать анализы в Германии и Америке. Сейчас пришли к четкой картине того, какой дефицит у нас элементов питания. Даже пока еще Минсельхоз РК никого не подгонял, у нас в 2017-2019 годах практически 100% площадей агрохиманализом было охвачено. И это позволяет нам сейчас действительно рационально использовать удобрения.

- То есть у вас проводится дифференцированное внесение?

- Оно не дифференцированное. Дифференцированно мы вносили в 2018 году, в год внедрения цифровизации. Тогда мы вносили и семена дифференцированно, и удобрения. Но у нас такая нехватка фосфора... И ведь поля истощили не мы, это наследие советских времен - нам досталась пашня со средним показателем фосфора в почве 12 миллиграммов на килограмм.

- А норма в три раза выше.

- Да, оптимальный баланс для выращивания зерновых - 35 миллиграммов. Вот почему сейчас мы вносим именно аммофос - это удобрение с высоким содержанием фосфора, его мы вносим в пары.

Также при посеве мы вносим и сульфоаммофос, это азотно-фосфорно-серное удобрение. А перед посевом, по зяби, мы вносим сульфат аммония, это азотно-серное удобрение, которое выравнивает баланс pH почвы, который у нас в основном выше 8. А известно, что если pH выше 8, то происходит блокировка усвоения многих элементов питания: азота, фосфора, калия и т.д. То есть нам надо почву подкислять. И это все в комплексе дает понимание, сколько тебе надо азотных удобрений, серы внести. И все, что наше предприятие сейчас вносит, - это в рамках научно обоснованных норм, которые субсидируются. Допустим, субсидируется 45 кг аммофоса при посеве - столько мы и вносим. В пары субсидируются 179 кг - мы вносим 179 кг. И так далее.

- То есть ваш пример говорит о том, что экономить на удобрениях и на семенах не нужно.

- Вот все, что я вам перечислил, в научно обоснованных нормах - это обходится в 12-13 тысяч тенге на гектар в год. Даже если на мягкой пшенице вы берете 20 центнеров с гектара, при цене 93 тенге/тонна получаете валовой доход 180 тенге, в них у них сидит 12 тысяч тенге расходов на удобрения.

- Смысла экономить нет.

- Грубо говоря, это 7-8% от валового урожая. Но благодаря этим вложениям вы получаете не просто высокий и качественный урожай, вы еще и обеспечиваете более раннее вызревание. Мы заметили, что поля, где работают удобрения, созревают раньше на неделю, а то и на 10-12 дней. Что это дает? При уборке вы не заходите глубоко в осень. А ведь у нас в регионе основная проблема - потери в октябре.

То, что касается уборки, то с 2014 года у нас работают три самоходные жатки, мы практически 50% урожая сваливаем. То есть если 15 тыс. га мы сеем, то 7-8 тыс. га, а иногда и 9 тыс., мы сваливаем. Это дает нам качественные семена. Лён мы вообще весь через свал убираем.  

 

Между Европой и Китаем

- Возвращаясь к выбору культур, и к масличным в частности: в нынешнем сезоне они показали наибольший рост. Если прогнозировать развитие событий, у вас нет ожиданий, что с ними повторится история, аналогичная ситуации с чечевицей, которая в один год стоила очень дорого, а потом площади сева резко выросли - и цена упала? Может что-то подобное случиться и с масличными?

- У нас рынок непрогнозируемый. Действительно, мы сейчас не знаем, сколько будет сеяться твердой пшеницы, потому что все обратили внимание на ее высокую маржинальность. Как это будет в этом году, никто предсказать не может. Единственное, ясно, что все искали семена твердой пшеницы.

Далее - кто никогда не сажал картошку, искали семена картофеля. Ну и, конечно, все хотят лён сеять.

Но я думаю, что со льном перебора не будет. А по твердой пшенице - может быть. Если в Европе будет достаточно хороший собственный ее урожай, то может возникнуть проблема с реализацией наших объемов. Но опять же я мониторю рынок твердой пшеницы с 2014 года и вижу, что она всегда на 25-40% дороже мягкой. Если в 2014 году мягкая пшеница была в районе 40 тыс./тонна, то твердая была 55-56. Если взять 2017 год, то мягкая пшеница была порядка 45, твердая была где-то 65. Если брать 2019-2020 год, я знаю, мягкая пшеница была 85-90, а твердая - 120-130 тыс. тенге. В этом году разрыв увеличился. Мягкая пшеница - 90, твердая - до 150.

- Поэтому все и бросились ее сеять.

- Да, но это не такое простое дело. Нельзя сеять твердую пшеницу без паровых полей, потому что будет примесь мягкой пшеницы. А это - низкое качество, на которое ожидаемой цены не будет. Плюс необходимо внесение удобрений.

Читать по теме: Павел Лущак: Утильсбор толкает нас назад

- И последний вопрос: какой вы в целом видите перспективу нынешнего года для фермеров? В прошлом сезоне в связи с пандемией цены на всю сельхозпродукцию росли. Сейчас, с улучшением ситуации, будет ли какое-то обратное движение по спирали?

- Ну, я рост увидел только на масличных культурах. Мягкая пшеница и в 2019 году, и в 2020-м стоила одинаково, 88-90 тыс. тенге за тонну.

Что касается твёрдой пшеницы, то ее в Казахстане сеется не так уж много, порядка 400 тыс. гектаров. И я вижу потенциал роста посевных площадей еще на 50-60%, по 500-700 тыс. гектаров. Это то, что не составит проблем по реализации. Конечно, если насеют миллион гектаров и будет урожай в 2-3 млн тонн, то с реализацией могут быть проблемы.

- Может, тогда откроются какие-то новые рынки сбыта.

- Мы сейчас нашли ту нишу, которая вот прям наша. И по льну мы балансируем между Европой и Китаем, они подогревают цены друг друга. Китай хорошо покупает - Европа поднимает цены. Европа покупает - Китай поднимает цены. Сейчас цена на лён достаточно хорошая, 600 евро за тонну при погрузке на машину - это порядка 315 тыс. в тенге. Но я не думаю, что лён на такой цене останется. Конечно, всё просядет к новому урожаю - и твердая пшеница, и лён, и картофель, который в марте был 150 тенге, а в апреле уже 180.

- Спасибо! Желаем вам успешного аграрного сезона, высоких урожаев и высоких цен на продукцию.

Сергей Буянов

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.