Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Медовые реки Казахстана
Сейчас, в период пандемии, растет спрос на продукты пчеловодства. Многих людей интересует прополис благодаря способности защищать организм от разной заразы и повышать иммунитет. Перга – богата витаминами. Ну, и сам мед, конечно, лучшее средство от любой простуды. Причем, это все – натуральная замена аптеки.
На видео: пасека ИП "Медок", Карагандинская область
Известный казахстанский политический и общественный деятель Сергей Терещенко в 2010 году основал Национальный союз пчеловодов Казахстана «Бал-Ара». Его задача – возрождение пчеловодства в стране, что принесет оздоровление и населению, и экономике.
Сладкий шар
По оценке президента НСПК «Бал-Ара», пчеловодство в Казахстане развивается неплохими темпами. Причем, в самых разных регионах страны.
- Сейчас в Казахстане пчеловодов, думаю, тысяч десять, - оценил Сергей Терещенко. – Хотя, цифра эта достаточно условная. Кто-то занимается пчеловодством время от времени, кто-то профессионально - таких, думаю, у нас тысяч пять – семь. В основном, они работают в Алматинской, в Жамбылской, в Туркестанской, в Восточно-Казахстанской областях. На западе Казахстана тоже есть, в Карагандинской области. Мы добились того, что пчеловодство было включено в госпрограмму развития АПК РК на 2017 – 2021 годы, в ее рамках предусмотрено субсидирование на покупку племенных пчел. Есть у нас и Закон РК «О пчеловодстве», хоть его и надо дорабатывать.
На фото: Сергей Терещенко
Объем производства меда оценить непросто. По словам президента НСПК "Бал-Ара", на момент создания союза пчеловодов, в 2009 году, страна произвела 989 тонн. За эти десять лет число пчеловодов выросло в несколько раз. Соответственно, многократно увеличился и объем производства – до 15 тыс. тонн по итогам 2019. Хотя, это пока еще далеко до реализации всего потенциала отрасли. Ведь в СССР Казахстан находился на четвертом месте по производству меда – после России, Украины и Беларуси. Только на экспорт республика через Казпотребсоюз ежегодно отправляла 50 тыс. тонн меда в такие страны, как Южная Корея, Япония, Китай, Германия.
- Исходя из тех ресурсов, которыми наша страна располагает, нынешний объем производства - это просто мизер, - отметил Сергей Терещенко. – Наши возможности таковы, что можем весь земной шар покрыть слоем меда толщиной 1 сантиметр! При этом, у нас великолепное качество продукта, поскольку у нас очень богатые медоносные растения. Их около 1000 различных видов. Семь лет назад мы издали книгу «Медоносные растения Казахстан», в которой описаны более 350 растений. Но сейчас хотим ее дополнить и максимально описать все медоносы страны. Для пчеловодов это очень важно.
Полезная альтернатива
Однако, реализацию потенциала тормозит такой фактор, как проблема сбыта. Мало того, что население в Казахстане немногочисленное (относительно площади страны), так еще и культура потребления меда не особо распространена. Намного большим спросом пользуются сладости, изготовленные из сахара. А ведь он не то, что пользы не приносит, так еще и напрямую вредит здоровью. Мед мог бы стать здоровой и доступной альтернативой.
- Сахар - это пустой продукт, который нужно заменять медом, - напомнил Сергей Терещенко. - Тем более сейчас, когда распространяется коронавирус, все понимают, что единственная защита – собственный иммунитет. Его можно поддержать употреблением меда и других продуктов пчеловодства – перги, маточного молочка и так далее. Это должно быть на столе у всех казахстанцев.
Союз обращался в правительство с просьбой принять меры к популяризации меда среди населения, к введению его в рацион детских садов, школ, больниц, домов престарелых. Да и просто – к развитию культуры потребления меда.
- Если это будет сделано, спрос на мед вырастет, и в рамках Союза мы создадим 100 тыс. рабочих мест в отрасли пчеловодства, - пообещал Сергей Терещенко.
Конвейер медоносов
При этом, Сергей Терещенко обратил внимание на то, что производство меда – это только одна сторона медали пчеловодства. Ведь главное предназначение этих полезных насекомых - не людей кормить сладким продуктом, а опылять растения. И напоминает слова, приписываемые Альберту Эйнштейну: «Если на Земле исчезнут пчелы, то через четыре года исчезнет и человек. Не будет пчел - не будет опыления, не будет растений, не будет животных, не будет человека». Кстати, с 2018 года по решению ООН 20 мая отмечается Всемирный день пчёл, который призван подчеркнуть их важность и обратить внимание на необходимость их защиты и сохранения.
- Надо изменить саму парадигму развития, - поделился мыслями Сергей Терещенко. - Сегодня пчеловоды гоняются за медоносами: где что-то цветёт, они бегут туда. Причем, едут из одного конца страны в другой, а это огромные расходы, которые ложатся в себестоимость меда. А надо не так. В Казахстане ежегодно фермеры оставляют под пары 5 млн га пашни. На этих площадях нужно сеять медоносные травы – донник, фацелию, козлятник, мордовник. То есть, создавать на поле медоносный конвейер, когда один медонос отцветает, тут же начинает цвести другой.
Дело в том, что такое использование паровых земель приносит огромную пользу, поскольку травы насыщают почву азотом, что позволяет значительно увеличивать урожайность следующим после трав культурам. Также на полях остаются растительные остатки, выступающие в роли натуральных органических удобрений.
Читать по теме: Глава союза пчеловодов призвал создать 100 тыс. новых рабочих мест в отрасли
Плюс к тому, травы можно использовать в качестве корма для скота. Все это – дополнительные доходы для фермера, существенно поднимающие рентабельность всего агробизнеса.
- Пшеница приносит с гектара максимум $300, - подсчитал Сергей Терещенко. - А если посеять донник и собирать с него мед, то получишь с того же гектара доход $1000 за счет продуктов пчеловодства и сена. И если правильно эту систему отстроить, то за 5 – 7 лет хозяйство сможет вообще отказаться от внесения минеральных удобрений. Это – существенная статья экономии.
Экспортный потенциал
Думающие и умеющие считать фермеры, конечно же, в таком подходе заинтересованы. Потихоньку они подключаются. Но тут неизбежно возникает проблема, о которой мы уже говорили – сбыт. Собранный мед надо продавать, а внутренний рынок пока не способен поглотить большие объемы. Есть перспективы экспорта, но государство пока очень плохо работает над открытием рынков сбыта. А ведь интерес к казахстанскому меду есть повсюду – от Японии до ОАЭ, от Европы до США.
- Франция сейчас запросила наши образцы, мы отправили, - поделился перспективами Сергей Терещенко. – Но дело в том, что у Казахстана и ЕС нет соглашения по допуску нашего меда на их рынок. Начали работать на Китай, но из-за пандемии возникли сложности. Но я верю, что мы со временем будем экспортировать не одну сотню тысяч тонн меда. Я вообще говорю, что к 2050 году мы должны производить 1 млн тонн меда. И это вполне реально. Начнем сеять медоносные конвейеры – и производство меда поднимем, и землю обогатим.
Читать по теме: Казахстанский мед оказался безопаснее европейского
Китайцы регулярно приезжают с инспекциями в Казахстан, проверяют пасеки. И по качеству у них претензий нет. Специалисты отмечают, что казахстанские меда - ароматные, с высокими вкусовыми качествами, с насыщенным цветом.
Ресурс рентабельности
На огромный потенциал пчеловодства и пользу стране обратил внимание и Ербол Есенеев, заместитель председателя Союза фермеров Казахстана. По его словам, постоянный рост потребления сахара в стране - это ущерб здоровью нации. Нам нужно возвращаться к принципам правильного питания, что предполагает использование только натуральных продуктов.
- Мы провели анализ и установили, что в среднем каждый казахстанец съедает в год 27 – 28 кг сахара в год, в том или ином виде – напитки, кондитерские изделия и так далее, - сказал Ербол Есенеев. - Это очень высокий показатель. Намного полезнее было бы заменить это медом, а также натуральными овощами и фруктами.
На фото: Ербол Есенеев
Из 500 тыс. тонн сахара, которые Казахстан съел за прошлый год, ровно половина, 250 тыс. тонн, была импортирована на сумму $14 млн. Плюс, с нынешнего года действует 5% пошлина на ввоз тростникового сахара. Поэтому, для экономики тоже намного полезнее была бы замена сахара медом.
- Для Казахстана развитие пчеловодства – еще и ресурс по повышению рентабельности сельского хозяйства, - добавил Ербол Есенеев. - Помимо создания новых рабочих мест, это открывает дополнительные возможности действующим фермерам, чем бы они ни занимались – растениеводством, животноводством, даже садами. Ведь фазу цветения растений можно использовать с максимальной выгодой – для производства продуктов пчеловодства. Это позволит повысить рентабельность любого хозяйства. И главное, развитие этого сектора не несет никакого ущерба окружающей среде. А напротив, приносит пользу природе за счет опыления растений.
К тому же, есть большие площади лесопосадок вокруг городов. Их тоже можно использовать как медонос тем городским жителям, кто решит заняться сезонным пчеловодством, в летний период. Войти в этот бизнес по силам многим, поскольку простая пасека благодаря высокой рентабельности оправдывает себя за год – полтора.
Читать по теме: Пчеловоды Жамбылской области объединяются
Главное условие дальнейшего развития отрасли – обеспечить сбыт пчеловодам, создав систему закупа. Тогда в пчеловодство потянутся все новые люди.
- Нужно открывать внешние рынки сбыта, поскольку наше 18 миллионное население много меда все равно не съест, - подчеркнул Ербол Есенеев. - Отдельная ячейка на рынке – это органический мед, который пользуется все большим спросом на рынке и торгуется в более высоком ценовом сегменте. Кстати, в Китае ценится индонезийский мед. И мы видим много примеров, когда китайские бизнесмены приобретаю мед в Казахстане, у себя упаковывают его с указанием, что он – из Индонезии, и успешно реализуют. Потому что качество нашего меда очень высокое. Насколько я знаю, наш мед с успехом продается и в США.
Редкий сорт
Нынешний год для пчеловодов тяжелый – в мае и июне стояла жара, все выгорело. В июле зарядили дожди. Так что, надо ловить моменты и искать места c медоносами. У каждого пчеловода есть свои отработанные маршруты.
Председатель Карагандинского областного филиала НСПК «Бал-Ара» Виктор Кулешов по образованию инженер-геодезист. Но еще в студенческие годы попал на пасеку, помогая знакомому пчеловоду. Поработал лето, получил знания и навыки. И после окончания университета с компаньоном Максимом Ворониным основал собственную пасеку «Медок».
- Было это пять лет назад, - рассказал Виктор Кулешов. – Мы купили свой павильон – это прицеп с ульями, плюс грузовик. Первый сезон было тяжеловато, а потом дело пошло хорошо. Сейчас у нас 220 ульев.
На фото: Виктор Кулешов (слева) и Максим Воронин
Что касается маршрутов, то выезжать пасека старается в поля подальше от дорог, чтобы мед был экологически чистым. Часто бывают в Каркаралинском районе, где дикие непаханые луга, на которых растет ценный медонос донник. Таких мест по области много. Степь, лесные массивы – везде богатое разнотравье. Даже пчеловоды южных регионов едут в Сарыарку.
- Все меда у нас в Казахстане хорошие! – рассказал Виктор. - На вкус и цвет товарища нет! Кому-то нравится белый, кому-то темный, кому-то мягкий вкус, кому-то с горчинкой. А польза есть в любом меде. Конечно, есть у каждого вида свои особенности. Например, мед из подсолнечника хорошо помогает от усталости. А гречишный богат железом, поэтому подходит для восстановления организма в послеоперационный период. Мед из донника – гипоаллергенный, его можно давать даже маленьким детям. При этом, мед из донника редкий, поскольку это растение цветет не каждый год.
Проблем со сбытом у пасеки нет – продукция «Медок» идет в сеть супермаркетов «Южный». Однако, есть планы расширяться, и вот тут уже нужно думать об экспорте. Свой мед Виктор Кулешов с партнерами возили в Китай. И убедились, насколько там любят и ценят натуральную казахстанскую продукцию. Чтобы стабильно работать в этом направлении, нужны объемы. Тут и поможет Союз. И чем больше пчеловодов в него вступит, тем скорее медовая река из Казахстана потечет на зарубежные рынки.
Цена входа
Председателем Карагандинского филиала НСПК «Бал-Ара» Виктор Кулешов стал в апреле. Число пчеловодов в регионе оценивает примерно в пять сотен. Проект союза называет очень интересным, поскольку он может помочь с главным – созданием системы закупа для последующего экспорта больших партий за рубеж. Ведь всем покупателям нужны объемы и стабильность поставок.
Кроме того, важна поддержка в работе с госорганами. Это проявилось в период карантина, когда весной пчелы голодали, а выехать на юг, где уже началось цветение, по обычному графику не позволяли блок-посты. Через Союз пчеловодов была сформирована заявка, и вскоре пчеловоды получили разрешение на выезд. Таким образом, пчел спасли от голодной смерти.
Создание медоносного конвейера на паровых землях фермеров – тоже в планах Союза. Есть и фермеры, заинтересованные в таком сотрудничестве для улучшения плодородия почвы.
- Есть фермеры, с которыми мы уже сотрудничаем, - рассказал Виктор Кулешов. – Выезжаем в их поля, где посеян эспарцет. Это в нашей, Карагандинской области. А в середине июля перебираемся в сторону Павлодара, где сеют гречиху и подсолнечник. Там тоже есть свои фермеры, заинтересованные в нашем приезде. Потому что благодаря опылению пчел урожайность их полей повышается до 80%.
Что касается цены «входного билета», то тут все зависит от количества ульев, которые хочет приобрести начинающий фермер. Павильон – это не менее 150 ульев. Он стоит около 7 млн тенге. Плюс дополнительное оборудование – еще 3 млн.
Читать по теме: Что мешает Казахстану превратиться в аграрную державу
Но конечно, начинать можно с тележки на 20 ульев, которая цепляется к автомобилю. В этом случае с дополнительным оборудованием можно уложиться в 1,5 млн. Для начала этого достаточно.
- А вообще, задача Союза – распространение информации и пользе меда и продуктов пчеловодства, - отметил Виктор Кулешов. – Чтобы казахстанцы перестали есть сахар, и переходили на полезные сладости. Цена на литр меда (это полтора кг) – 2500 тенге в розницу. Это вполне доступная замена конфетам.