Геннадий Зенченко: «Да, это катастрофа». АгроКараван Молоко 2021, день 8

Ферму «Иван Зенченко», входящую в структуру КТ «Зенченко и К», мы посетили в шестой день АгроКаравана. Это крупнейший в Казахстане производитель молока, имеющий семь МТФ и собственный перерабатывающий завод в Петропавловске.

Во время визита на предприятие команда ElDala.kz поговорила с генеральным директором компании Геннадием Зенченко не только о молоке, но также о ценах на сельхозпродукцию, о дефиците кормов и о том, работает ли нынешняя система господдержки.

Всё интервью в формате видео можно посмотреть тут:

 

«Очень мало специалистов»

- Эта ферма родилась благодаря зову народа моей родины - бывшего совхоза «Ленинский», сейчас это село Ленинское. Мы здесь имеем хозяйство «Иван Зенченко». Название - это и в честь моего деда, который был директором совхоза, и мой сын - Иван, всё это вместе. На территории Аккайынского района Северо-Казахстанской области - это второй наш комплекс. Первый мы запустили три года назад в селе Рублевка, в 15 км отсюда. Там у нас шлейф дойного стада - 650 голов, общее количество скота на Рублевском комплексе - 1200 голов. Этот комплекс мы начали строить в июне 2020 года, а в ноябре уже начали доить первый скот. Симменталов получили из Баварии, 400 нетелей. Уже здесь они начали телиться, и первое молоко мы стали получать здесь.

Читать по теме: Симменталы vs Голштины. АгроКараван Молоко 2021, день 5

- А сейчас какое поголовье в ТОО «Иван Зенченко»?

- В плане этот комплекс должен вмещать всего 2200 голов, в том числе 1200 дойного стада. Поэтому здесь поставлена не самая большая "Карусель", на 28 мест, производства компании Westfalia. На сегодняшний день здесь 600 голов уже доится, и мы ожидаем сейчас большой растёл по нетелям, партия которых в 400 голов пришла к нам.

- Почему вы выбрали для фермы симменталов?

-  Откровенно говоря, у нас сегодня очень мало специалистов, которые могут ухаживать, составлять рационы и подавать их для наших так называемых «мерседесов» - это голштино-фризы. Да, эта порода реально - фабрика молока, и нам бы хотелось иметь молока больше. Из последних показателей, которые есть и по Рублевскому комплексу, и по Новоникольскому, - там с симменталов мы имеем стабильные надои от 8200 до 8500 литров за сезон. При этом у симменталов есть большой плюс по сравнению с голштинами - здоровье скота, продолжительность жизни, нормальное осеменение, нормальный растёл. И, самое главное, нет проблем с ногами. Скот этот чем-то похож на наш черно-пёстрый скот советских времен, где мощные ноги.

Конечно, мы не умели тогда правильно кормить. Может, если бы тогда прошли эту школу, которую прошли сейчас… И сейчас знаем, что корове к столу нужно подавать всё, что она должна найти на пастбище.

При этом мы понимаем, что тот рацион, который необходим для надоев в 7-8 тысяч литров, корова никогда в поле не найдет. Поэтому здесь у нас -  круглогодичное стойловое содержание. Этот комплекс на сегодняшний день уже состоит из пяти помещений - это четыре коровника и один телятник, плюс родилка и доильный зал, где мы с вами находимся.

- Какие у вас суточные надои с одной головы?

- Поскольку тут первотелки, мы в первый год не стараемся выдаивать корову по полной программе. В щадящем режиме доводим до того, что 2-3 месяца всего трехразовая дойка, потом мы ее запускаем на два раза. Если говорить сегодня по надоям по Рублёвке, то там с  симменталами за 3,5 года мы получаем 8400 литров на голову за лактацию.

Читать по теме: ТОП-50 производителей молока в Казахстане в 2020 году

При этом молоко симменталов имеет самую низкую себестоимость: мы просчитывали и получили такой итог. И второе, симменталы это еще и мясо: теленок за 12 месяцев достигает 500 кг. Это как раз то, что по программе субсидирования у нас сегодня есть: за 12 месяцев бычок на сдачу должен быть не меньше 400 кг. Вот в эти показатели как раз мы входим.

То, что касается комплекса «Иван Зенченко», то на сегодняшний день по кругу тут с одной коровы получаем 24 литра молока в сутки.

В Рублёвке - 28 литров. Там уже большое стадо, 650-700 коров мы доим на простой «Ёлочке» 2 по 12. А здесь "Карусель", поэтому тут решили расширить комплекс.

Надеюсь, что это последний комплекс в нашей жизни, седьмой уже! Но самое главное то, что мы в этих селах даем рабочие места. Сегодня при всем том, что вот такие надои, еще неполная загрузка, люди здесь от 180 до 250 тысяч тенге получают зарплаты.

- Сколько человек тут работает? 

- На комплексе круглый год работает 28 человек. В том числе и на заготовке кормов.

 

«Хочешь спасти скот - действуй»

- Как у вас в нынешнем году с кормами? Все жалуются на сложности с заготовкой.

- Честно говоря, три недели назад мы переживали очень сильно.

Ну, как переживали: когда-то мы очень сильно обожглись, лет 8 назад. Тогда я искал корма по всему Казахстану и знал, что поможет только Иван Адамович Сауэр. Были даже хозяйства, у которых корма были, мы просили продать - никто не продавал. Это не Советский Союз.

Читать по теме: Иван Сауэр: кто-то хайпует на прогнозах о ценах

Поэтому с тех пор идем с двухгодичным запасом. Поэтому и в нынешнем сезоне - да, мы видели, что ситуация складывалась не очень простая. Но при этом немножко спокойно себя чувствовали. Почему? Потому что если мы в год потребляем порядка 70 тыс. тонн силоса, то  в прошлом году заготовили 120 тыс. тонн. И переходящий силос у нас есть - стабильно, постоянно, из года в год полуторогодовалый запас у нас хранится. Поэтому с кормами у нас проблем нет.

- К тому же сейчас прошли дожди, и ситуация улучшилась.

- С 1986 года я в сельском хозяйстве, и такого года в Северном Казахстане никогда не видел. Чтобы вы понимали, 10 мая мы получили последний дождь - и всё. Только 10 июля в нашем регионе прошли осадки, но и то агроном мне доложил, что мы получили всего 7,5 мм. Это -  ни о чём.

Знаете, я часто вспоминаю такую историю: когда-то нашему Президенту доложили: наша зона по климатическим условиям - как Саскачеван, провинция в Канаде. Мы приехали туда с отцом, посмотрели - кущение у костра 28! Мы не могли понять, откуда такое может нарасти. И только когда мы сели за стол, только тогда разобрались, что к чему.

Оказалось, да, мы по уровню осадков как Саскачеван, но у них 250 мм выпадает за вегетационный период, а у нас - за весь год, вместе со снегом. Поэтому там оазис, а у нас вот такая желтая степь. Есть разница.

Читать по теме: Как кормовые решения повышают рентабельность молочных ферм

Почему мы всегда говорим, что вопрос в том, кто сегодня принимает решения, кто консультирует. И вот сегодня разговор идет - катастрофа. Да, катастрофа. Но тот, кто переживал это в прошлом, тот помнит похожие года - и помнит, как тогда действовали. Заготавливали и ветки, и камыш - всё делали, чтобы как-то выровнять положение. Когда ты хочешь спасти свое хозяйство, ты будешь действовать. Тем более сейчас, когда ты - частник, и скот не государственный, он твой. А если ты не можешь сохранить свое, то не нужно тебе этим заниматься.

Поэтому я поддерживаю позицию Ивана Адамовича Сауэра, которую он озвучил в СМИ: что нужно сделать, чтобы спасти скот? Надо выделить деньги, но всех под ответственность поставить. Сказать: хозяин, мы тебе дали деньги? Закупи корма, сохрани поголовье, даже приумножь его, улучши свои показатели.

А если сегодня само Министерство сельского хозяйства будет заниматься тем, что для кого-то найти сено, найти фураж, силос - это неправильно будет, это мы совсем не туда идем.

 

«В торговле будет только хуже»

- Второй острый вопрос сейчас касается поднятия цен, - отметил Геннадий Зенченко. - Подорожали картофель и морковь, подорожало всё остальное, об этом все кричат. Но ведь никто не хочет разбираться в причинах. А тем временем Иван Адамович Сауэр подтвердит: мы поставляем литр молока в Нур-Султан по 230 тенге.

Читать по теме: Скачок цен на овощи разогнал инфляцию в РК

- То есть цены накручивают  торговые сети?

- Да, ведь на полке оно стоит уже по 360 тенге. Но с этим никто не разбирается. Меня один руководитель нашего Минсельхоза спросил: почему цены растут? Я зашел в магазин в Караганде, сфотографировал полки и чеки продукции, что там приобрел, отправил ему и их, и свой прайс-лист.

Торговая наценка - 150 тенге на литр. И кто в этом случае виноват в росте цен? Это очевидно. Но посмотрите, что блогеры кричат: мол, «колхозники» субсидии получают, а цены все равно растут. Ладно, хорошо: убирайте субсидии, но дайте нам возможность свободно торговать, а не заставляйте подписывать меморандумы о том, что мы не поднимем цену.

Но ведь не в нас проблема, проблема - в торговых сетях. И если мы их не поставим на место, то будет только хуже.

Ведь сегодня не такой большой объем казахстанской продукции на прилавках, чтобы на ней зарабатывать такие деньги. Есть белорусские продукты, украинские, импортные, российские и все остальное - зарабатывайте на них на здоровье. Что стоит каждому акиму области вызвать руководителей больших сетей и сказать: дорогие мои, наше казахстанское должно в первых рядах на прилавке быть, и на эту продукцию наценка - не больше 5%. Вот тогда мы сможем открыто смотреть в глаза народу.

Возвращаясь к кормам: они тоже подорожали. Президент в своем обращении, когда стоял вопрос о снятии министра, рассказал о том, что тонна сена в Мангистауской области стоит 40 тыс. тенге. А я вам больше скажу: в Северо-Казахстанской области она уже стоит 50 тыс.

Читать пог теме: Аким Мангистау просит субсидировать доставку кормов в регион

Но при этом кюветы все - вот с такой травой, вокруг леса - вот такая трава. Даже у меня сено возится и где-то рассыпается, и я говорю - найдите частника, пусть он приедет, соберет эти кучи. Но ни один не хочет ехать! Все кричат. Что кричат? Пастбищ не хватает, кормов не хватает. Извините, ты держишь скот - ты должен за ним ухаживать. Он имеет авто и знает, что его нужно заправлять, масла менять и все остальное. Так же и с коровой - для нее нужно заготавливать корма, а не кричать, что падеж у него пошел потому, что государство не помогло. Это немножко неправильно. Если мы хотели свободы, хотели частной собственности - пожалуйста, теперь работайте как собственники.

Почему министр сельского хозяйства будет отвечать за какое-то частное предприятие, за то, что там пал скот? Если там нерадивый хозяин, если он допустил такую ситуацию - кроме него, отвечать некому. И не нужно кричать на всю республику: «катастрофа»!

У нас есть пример - компания «Эталон». Они видят, что кукуруза не вырастает - убирают ее на сенаж, тут же сеют рапс в зиму, чтобы знать, что у него есть запас кормов. Вот это хозяин!

 

«Хозяин должен жить в селе»

- Касательно господдержки, которой нас часто упрекают, - пояснил Геннадий Зенченко. - Смотрите, сейчас мы стоим на седьмом нашем комплексе. А в 2004 году животноводство у нас было только в Кызылжарском районе, и получали мы всего 4500 тонн молока в год. А в 2020 году мы надоили 32 тыс., в нынешнем планируем 36 тыс.

И я тем блогерам, которые говорят, что впустую уходят деньги из бюджета, хочу сказать - извините, как бы там ни было, за 14 лет наша компания выросла на 30 тыс. тонн молока. И это - только наше хозяйство. Вот это - лучший показатель того, что субсидии работают.

Читать по теме: Оазис Приаралья, АгроКараван Молоко, день 2

Благодаря поддержке государства мы имеем возможность приобретать новое современное оборудование, которое позволяет добиваться высоких результатов при минимальным количестве рабочей силы, при дефиците специалистов.

Да, в дефиците сегодня все - и доярки, и скотники, и бригадиры, и ветврачи. Хотя у нас даже скотник сегодня получает 180 тыс. тенге. Думаю, что это немало, для горожан это серьёзная зарплата. А у нас здесь от дома ровно 2 км, есть все условия для работы. Смена - семь часов, как на заводе, без переработки. Что еще нужно?

Да, есть хозяйства, которые пользуются этими всеми субсидиями, но не развиваются в верном направлении. Но вспомним хорошее выражение: кто не работает, тот не делает ошибок. Поэтому ошибки у нас будут, и мы должны их исправлять.

Читать по теме: В гостях у лидера. АгроКараван Молоко 2021, день 6

А перспективы молочного животноводства - самые лучшие, особенно при нынешней поддержке государства. Сейчас только ленивый или неуч может не понять, насколько это прибыльный бизнес.

-  Остается только работать.

- Да, но есть такая поговорка: ну, как работать, хоть увольняйся. Поэтому здесь нужно всем это учесть. А положительных примеров очень много. Это не только КТ «Зенченко и К», это и «Родина», и «Айс», и «Галицкое», и «Камышинское». Все работают, все зарабатывают деньги. И вот таким хозяйствам не страшны эти все катаклизмы. И останавливаться нельзя. При сегодняшней поддержке сельского хозяйства в любой момент только приостановился - завтра другой лидер. Поэтому мы работаем, работаем и еще раз работаем. И еще раз говорю: хозяин должен жить со своими людьми в своем селе! И тогда будет результат.

Сергей Буянов

 

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАЛАТА МОЛОЧНЫХ И КОМБИНИРОВАННЫХ ПОРОД КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА

 

МУСТАНГ АЗИЯ

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.