Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.
Почему в Казахстане подорожало яйцо
Стоимость самого популярного диетического продукта удвоилась в Казахстане буквально за полгода. Если в июне птицефабрики отпускали десяток яиц по 200 тенге, то сегодня – уже по 400. О причинах роста цен порталу ElDala.kz рассказали представители двух профильных ассоциации отрасли – Мурат Бакиров, учредитель и генеральный директор ТОО «ПТФ Есильская», которая входит в Союз птицеводов Казахстана, и Максим Божко, совладелец группы компаний «Шанырак», также являющийся президентом Ассоциации яичных производителей Казахстана.
Вклад в развитие
Птицефабрика «Есильская» работает в селе Ильичевка Северо-Казахстанской области, также поставляя куриное яйцо и в другие регионы страны – Нур-Султан, Акмолинскую, Карагандинскую области, некоторые другие. Поголовье несушек тут 480 тыс., плюс 160 тыс. – ремонтный молодняк.
Читать по теме: Птицеводы Казахстана ежегодно получают субсидии на 30 млрд тенге
Предприятие открылось в 2006 году, но после 10 лет работы пережило сложный период, по экономическим причинам закрывшись в 2016 году. Простаивало почти два года, и в 2017 году возродилось благодаря нынешним владельцам.
- Это был второй объект, который нам пришлось реанимировать. Так что, опыт у нас был, - рассказал Мурат Бакиров. - Мы провели комплекс мероприятий по восстановлению, и первое яйцо получили в сентябре 2017 года. По итогам 2017 года мы произвели 14 млн штук яйца, в 2018 – 100 млн, в 2019 – 110 млн, в 2020 - 130 млн.
Как видно из статистики, год от года птицефабрика наращивала объемы производства. В том числе, благодаря субсидиям. Однако, в 2020 году господдержка была снижена. Минсельхоз принял решение о двукратном сокращении субсидий, решив, что страна вышла на самообеспеченность по яйцу. И если ранее для ПТФ «Есильская» норматив составлял 2,5 тенге на яйцо, то стал 1,2. Теперь, с учетом и других негативных факторов, перспективы развития под вопросом.
- Мы приводили много доводов в пользу того, чтобы господдержка не сокращалась, - рассказал Мурат Бакиров. - Ведь для бюджета деньги эти небольшие, но они позволяли нам вкладываться в развитие и расти. Инвестиции за счет собственных средств делать сложно, поскольку уже лет пять все птицефабрики Казахстана балансируют на грани рентабельности. Субсидии позволяли нам хоть как-то держаться на плаву.
Читать по теме: Производство яиц снизилось на 5,5% за год в Казахстане
Неясность в том, какой будет дальнейшая политика господдержки, приводит к нестабильности в отрасли. Поэтому, предприятия сейчас не то, что о расширении производства не думают, но даже экономят на текущей модернизации, хотя обновлять оборудование, находящееся в агрессивной среде, нужно постоянно.
Сложности яичной отрасли известны – это сезонность продаж. В теплый период года большой объем яйца на рынок выходит с частных подворий населения. Их цена ниже, поскольку там нет наемного труда, нет обязательств по налогам, нет вакцинации и прочих расходов, которые несут птицефабрики.
Такая вот конкуренция вынуждает крупных участников рынка снижать цены, чтобы не останавливать продажи. Часто снижение – ниже уровня рентабельности. Осенью и зимой цены вновь растут, компенсируют накопленный убыток, и по году птицефабрики выходят «в ноль».
Дефицитная соя
Рост стоимости кормов стал в минувшем году еще одним ударом по финансовому положению птицефабрик. Ведь продукция растениеводства находится в свободном плавании, ее цену формирует рынок. В результате, если год назад птицефабрики могли приобрести пшеницу 4 класса по цене 65 – 70 тыс. тенге за тонну, то сейчас она дороже как минимум на 30% - тонна стоит более 90 тыс. тенге. Масличные подорожали еще сильнее – соя, подсолнечник и продукты их переработки. Если взять растительное масло, которое используется для достижения нужного уровня обмена энергией птицы, то оно подорожало на 90%. И его при этом еще и приобрети сложно на рынке. Дорожает электроэнергия, за последние полгода – на 20%.
Читать по теме: В Казахстане на 20% рухнуло производство яиц
- У нас есть четкие цифры о динамике цен на основные составляющие наших кормов, - рассказал Максим Божко. - Особенно сильно подорожали соевый шрот, подсолнечный шрот и растительное масло. За последние три месяца, то есть, с момента уборки нового урожая, цена взлетела на 50 – 60%. Наши, казахстанские производители играют по мировым ценам, и подорожание – отражение роста мировых котировок. Соевых бобов в Казахстане производится в принципе мало, и большая часть экспортируется в Китай. Для местных потребителей, переработчиков и птицефабрик, практически ничего не остается, так что нам на свои птицефабрики соевый шрот приходится импортировать из России.
Доля соевого шрота в кормах яичных птицефабрик составляет 10%, доля растительного масла 4-5%. Подсолнечный шрот – до 20%. Таким образом, за последние 3-4 месяца из-за подорожания кормов себестоимость продукции выросла на 15-20%.
Чтобы сделать производство менее зависимым от внешних факторов, управляющая компания «Шанырак» развивает собственно кормопроизводство для обеспечения своих птицефабрик. В том числе, вводя в севооборот альтернативные пшенице культуры. Например, тритикале.
Читать по теме: Как агротехнологии помогают зарабатывать $500 с гектара
- Раньше никто его у нас не сеял, сейчас понемногу начинают, - рассказал Максим Божко. - Выгода тритикале, особенно озимой, в высокой урожайности, которая на 30-50% превосходит пшеницу или ячмень. Мы осенью 2020 года впервые посеяли озимую тритикале, теперь ждем, как она себя покажет. Также смотрим на то, чем можно заменить соевый шрот. А вообще, это хороший сигнал всем фермерам – какие культуры нужно выращивать, чтобы иметь гарантированный сбыт высокорентабельных культур. Мы сейчас слишком много сеем пшеницы, которая вывозится в виде сырья. А вот соя позволит вести переработку и обеспечивать выгоду всем участникам цепочки. Кукуруза – еще одна недооцененная у нас культура. А ведь она дает очень высокую урожайность и стоит сейчас дороже пшеницы. В мире именно птицеводство – потребитель №1 кукурузы.
Сою в Казахстане сейчас сеют немного, потому что это теплолюбивая влаголюбивая культура, и больше подходит для южных регионов. Попытки сеять ее в северных регионах к успеху не приводят. С учетом планов правительства о расширении поливных площадей, соя может стать лучшим выбором для производителей. Будет давать высокую рентабельность земледельцам, а также поможет закрыть потребность птицеводов. Тем более не будет проблем с экспортом – Китай заберет все.
Ущерб инфекции
Помимо роста стоимости кормов и снижения уровня господдержки, на положении птицефабрик отрицательно сказалась и вспышка птичьего гриппа осенью 2020 года.
Читать по теме: При вспышке птичьего гриппа в РК уничтожено 1,9 млн голов птицы
Цена разовой дозы вакцины 30 - 35 тенге, прививаться нужно дважды. В пересчете на все поголовье, расходы выливаются в десятки миллионов тенге для каждой птицефабрики. И насколько долго продержится необходимость вести эту вакцинацию, не известно. Ведь угроза птичьего гриппа еще не исчезла: весной вернется перелетная птица – вполне возможна угроза новой вспышки. Птицефабрики к этому готовятся и несут дополнительные расходы, поскольку ведут вакцинацию за свой счет. Вопрос к Минсельхозу РК о том, чтобы какие-то затраты по вакцинации птицы возмещались, до сих пор не решен. Хотя, согласно закону, расходы по вакцинации от особо опасных болезней должно нести государство. Чтобы вакцинировать все поголовье кур-несушек в Казахстане, нужен 1 млрд тенге в год. Эту цифру птицеводы Минсельхозу озвучили и попросили предусмотреть в бюджете.
Также не все птицеводы, пострадавшие от гриппа, получили компенсации. Это осложняет возобновление производства.
- В СКО у нас было пять яичных птицефабрик, - рассказал Мурат Бакиров. - Из-за птичьего гриппа три остановились. Две из них получили компенсацию от государства за потерю поголовья. А одна – нет. Как раз та, что первой в Казахстане столкнулась с болезнью – «Алекри». Все дело в том, что на тот момент не было четкой схемы действий, чтобы подтвердить факт распространения инфекции. То есть, им отказали в компенсации, потому что не были соблюдены формальности по учету павшей птицы. Мы считаем, что это в корне неверно и несправедливо.
Читать по теме: Максим Божко: рентабельность яичного птицеводства упала ниже 10%
Для большей устойчивости казахстанского птицеводства к внешним угрозам, Максим Божко считает необходимым развивать племенные репродукторы. Сейчас в поставках суточных цыплят казахстанские птицефабрики во многом зависят от России. В Казахстане репродукторов только три, и они закрывают лишь 50% потребности страны. У самого «Шанырака» племенной репродуктор работает в Жезказгане, производя 2 млн цыплят в год. Казахстану нужно 12 млн.
- У нас есть планы по расширению, по строительству нового инкубатора, - сказал Максим Божко. - Конечно, без господдержки тут не обойтись, и мы надеемся, что инвестсубсидии, которые сейчас есть, они останутся. Также можно поддержать птицефабрики, введя субсидии для них при покупке суточных цыплят у казахстанских репродукторов. С такой инициативой мы выходим на Минсельхоз РК.
Весенний оптимизм
Таким образом, на ценах яйца сказалось сразу несколько факторов – подорожание кормов и снижение предложения на рынке в силу птичьего гриппа. Ведь от болезни погибло 20% поголовья страны. Соответственно, меньше стало и яйца. Снижение производства также наложилось еще и на сезонный всплеск спроса, который начинается осенью и достигает пика к Новому году.
Читать по теме: Аркалыкская птицефабрика возобновила работу
Поставки из России, которые могли бы сгладить ситуацию, не последовали, поскольку северный сосед и сам пострадал от птичьего гриппа.
- Мы прекрасно понимаем возмущение людей, особенно малообеспеченных, по поводу роста цен на яйцо, - сказал Мурат Бакиров. - Но я могу сказать – на сегодня это объективная цена, с учетом всех озвученных факторов. Сейчас мы отпускаем десяток по 400 тенге. В последние годы яйцо в Казахстане просто не было оценено должным образом, поскольку продукт входит в список социальных. Но хочу подчеркнуть, что не смотря на то, что три птицефабрики СКО стоят, мы все равно обеспечиваем свой регион удешевленным яйцом. То есть, взяли на себя обязательства в рамках меморандума с властями, и с октября по сегодняшний день поставляем определенное количество яйца 1 категории по сниженным ценам. Осенью это было 28 тенге за штуку, сейчас 31.
При этом, некоторые птицефабрики, пострадавшие от птичьего гриппа, уже приступили к восстановлению производства. Поэтому к лету можно ждать снижения цен на яйцо.
- И спрос будет ниже вследствие сезонности, и предложение вырастет, - сказал Максим Божко. - Так что, цена упадет. Но конечно, не до того уровня, который был год назад. Все-таки, фактор дорогих кормов останется в силе.