Как вымирает казахстанское село

Три большие аграрные экспедиции провела команда портала ElDala.kz в нынешнем сезоне - весной, летом и осенью. Мы посетили практически все регионы страны и подробно осветили успехи и проблемы фермеров. Кроме того, мы увидели и причины того, почему село теряет людей, и в особенности - молодежь. Тут нужно сказать о двух главных минусах жизни в глубинке - отвратительное качество дорог и интернета.

 

Большой мир

Тема дорог не нова, она давно вошла в классический набор проблем государственного масштаба наряду с дураками. Интернет - относительно недавнее технологическое новшество, которое быстро стало играть роль одного их основных критериев качества жизни.

На Всемирную паутину сегодня завязано абсолютно все, от работы до семьи и досуга. В сети люди получают образование, в сети ищут вакансии, в сети смотрят фильмы и слушают музыку, в сети делают покупки и бронируют билеты, в сети общаются с родственниками и заводят новые знакомства.

Думаю, никому не надо объяснять всю важность наличия интернета. Для села доступ к связи - это мостик в «большой мир» и возможность не чувствовать себя заброшенным.

Особенно все это важно для молодежи. Хоть старшее поколение порой и ворчит на своих детей и внуков за то, что те проводят массу времени, уткнувшись в смартфоны, но сегодня это не блажь - это объективная реальность, от которой никуда не деться. Вернее, деться можно - выехать из города, где уже нет сигнала. Но многие ли захотят уезжать? Практика показывает, что желающих практически нет.

Читать по теме: "Дешевые кредиты нужны банкротам". АгроКараван, интервью

Да, чиновники и менеджеры компаний связи не устают сыпать докладами о том, насколько выросло покрытие Сети в стране. Если верить этим цифрам, то у нас практически не осталось уголка, где бы не было доступа к интернету. Причем к качественному, оптоволоконному (ВОЛС), широкополосному (ШПД) или мобильному 4G. Но холодный душ реальности ждет вас уже на выезде из любого крупного населенного пункта - ни 4G, ни даже 3G вы не поймаете. В том числе и крупные трассы не имеют устойчивой связи, не говоря про дороги областного или районного значения.

В самих селах - то же самое. Может быть, чуть лучше ситуация в райцентрах, но общей картины это не меняет. Хочешь устойчивый доступ в интернет - добро пожаловать в город. И стоит ли удивляться, что молодежь со всех ног устремляется подальше от села?

 

Сомнительные цифры

Давайте вспомним тот урок, который всем преподали пандемия и попытки перевести обучение в онлайн-формат? Они показательно провалились, поскольку связи не оказалось. Все мы помним картинки с детьми, залезающими на возвышенности, крыши или деревья в надежде найти сигнал. Спрашивается, куда делись деньги, выделенные на обеспечение доступа к интернету на селе? Ответа на этот вопрос нет у самых высокопоставленных лиц страны.

Например, 23 июня 2021 года Дарига Назарбаева от группы мажилименов обратилась с депутатским запросом к Премьер-министру РК Аскару Мамину. Речь шла именно о доступе в интернет:

«По результатам 2020 года государство обеспечило широкополосным доступом к сети 98,7% населения Республики Казахстан. Достоверность этих цифр ставится под сомнение как экспертами, так и населением. В 510 сельских населенных пунктах отмечается низкая скорость интернета», - сказано в запросе. В числе прочих вопросов прозвучал и такой: проводит ли хоть какой-то госорган регулярные замеры скорости доступа в интернет в сельских населенных пунктах?

В ответе за подписью Аскара Мамина была приведена информация о том, что Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности действительно отчиталось о том, что в 2020 году обеспечило качественным интернетом практически всю страну: «Завершена реализация проектов по строительству ВОЛС и обеспечению мобильного доступа к интернету, охвативших ШПД 98,8% населения в 5332 населенных пунктах».

Читать по теме: Как продать пшеницу на 40% дороже

При этом Премьер-министр признал, что качество этого доступа оставляет желать лучшего, о чем и свидетельствуют проверки самого же Минцифры: в текущем году была проверена скорость доступа в 928 сельских населенных пунктах. Несоответствие требуемым параметрам найдено в 372 из них…

И это - проверки, устроенные министерством, прямо заинтересованном в том, чтобы картина была как можно радужнее. Можно себе представить, что выйдет на поверхность, если оценивать качество связи возьмется какой-то орган, не заинтересованный в приукрашивании проблем!

 

Хилая связь

Но вернемся к сельскому хозяйству. Одно из заседаний Правительства в конце 2020 года было посвящено цифровизации, основной задачей которой назывались снижение затрат на производство продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности. Выступали два ответственных лица - тогдашний министр сельского хозяйства Сапархан Омаров и министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин.

По их словам, ситуация выглядела как нельзя оптимистично: Сапархан Омаров рассказал об электронных сервисах в сельском хозяйстве, оцифровке различных госуслуг, в том числе подаче документов на получение субсидий.

Однако что на практике? Достаточно вспомнить все жалобы фермеров на то, как они сутками пытаются загрузить свои документы и данные в эти цифровые системы, которые так расхваливает Минсельхоз. Люди ждут, когда хилый сельский интернет прокачает даже минимальный объем информации. Но и это оказывается невозможным - связь постоянно прерывается, и процесс раз за разом приходится начинать заново. Фермерам в итоге приходится либо ехать в город или райцентр, где связь нормальная, либо просто плевать на всё, лишая себя господдержки по вине отвратительного качества связи.

Читать по теме: Мечта агронома. АгроКараван, день 19

Немного проще в этом отношении крупным сельхозформированиям, которые осознают, что ждать исполнения обещаний властей бесполезно, и вкладывают собственные деньги в обеспечение интернетом родных сел.

Два примера из Карагандинской области: ТОО «Найдоровское» провело оптоволоконную связь в село Акпан, а ТОО «Шахтерское» договорилось с оператором сотовой связи об установке вышки с сигналом 4G в селе Шахтер. Затраты хозяйств составили десятки миллионов тенге. Но другого выхода не было: во-первых, это хоть какая-то реальная возможность повысить уровень жизни на селе и избежать повального оттока населения (и потери трудовых ресурсов). Во-вторых, сами фермеры, которые внедряют передовые агротехнологии, не могут обойтись без стабильного доступа в Сеть. Ведь им нужно подключать различные сервисы типа Egistic, сдавать различную отчетность в электронном формате, следить за ценами на рынке и выполнять массу другой работы - без интернета это невозможно.

Читать по теме: Как Egistic помогает сохранить урожай

Таким образом, внедрение элементов цифровизации, о котором много говорится в последние годы, доступно считанным хозяйствам в стране - из-за отсутствия доступа в интернет у большинства аграриев страны. В этой ситуации о каком повышении производительности труда за счет внедрения современных агротехнологий может идти речь?

 

Жуткое зрелище

Ну, и не можем мы обойти стороной проблему дорог - она никуда не делась, хотя на их ремонт и строительство ежегодно выделяются миллиарды тенге.

Так, весной, во время сева, команда ElDala.kz посетила крупнейшее зерновое хозяйство Карагандинской области - уже упомянутое ТОО «Шахтерское». И если решить вопрос с доступом в интернет тут смогли за свой счет, то вопрос с дорогой оказался не по силам даже такому крупному сельхозформированию.

Скажем откровенно - участок дороги от райцентра Нуринского района, поселка Киевка, до села Шахтер (чуть более 20 км) оказался худшим, что мы видели за все три недели АгроКаравана посевная 2021. Чудо, что мы вообще смогли добраться до места назначения по всем этим выбоинам.

Это просто позор местным властям!

Георгий Прокоп, директор ТОО «Шахтерское», рассказал нам, что дорогу эту починить обещают уже два года. Да все никак власти не наскребут денег на реконструкцию. В мае шла речь, что за лето этот участок все-таки приведут в порядок. Поедем следующей весной на сев - проверим.

Читать по теме: «Шахтерский» хлеб. АгроКараван, день 18

Но в любом случае сколько еще таких дорог по стране! Причем не только местного, но и республиканского уровня. Все это создает проблемы фермерам в том числе и при вывозе урожая.

В частности, если говорить о республиканских трассах, то худшие из них связывают именно крупнейшие аграрные регионы страны, имеющие по 4-5 млн га посевных площадей. Во-первых, это Кокшетау - Костанай (Акмолинская область - Костанайская область). Во-вторых, трасса Петропавловск - Костанай (Северо-Казахстанская область - Костанайская область).

Причем, если на трассе Кокшетау - Костанай идет ремонт, и есть надежда что ее все-таки приведут в порядок, то Петропавловск - Костанай на всем протяжении, от Узунколя до границы СКО, представляет собой жутчайшее зрелище, которое власти не пытаются хоть как-то привести в чувство.

 

Жестокая реальность

Таким образом, низкое качество дорог - еще один фактор, подстёгивающий отток населения (особенно молодёжи) из села. Людям важна возможность быстро добраться до города, особенно если речь идет о посещении врача или об образовании.

Что особенно очевидно, если это - молодой специалист. Ведь именно молодых агрономов, ветврачей и прочих выпускников аграрных вузов не хватает на селе. А почему? Многие из них продолжают учиться, повышая свою квалификацию. Для этого им нужно, во-первых, иметь стабильный интернет для дистанционной связи с вузом, во-вторых, возможность быстро (и без повреждений автомобиля) добраться до города - сдавать сессии, встречаться с кураторами и т.д. Да и просто провести время в кругу друзей, родных, сходить в кино или кафе.

Однако что мы видим в реальности?

В сентябре команда ElDala.kz отправилась на уборку в село Шагалалы (Аккаинский район СКО). Тут работает крупный аграрный научно-производственный центр - Северо-Казахстанская сельскохозяйственная опытная станция.

Читать по теме:  Сорт пшеницы «Айна» дал 33 ц/га в СКО

Заместителем председателя правления СК СХОС является молодой специалист Олег Соловьев. Но он такой здесь - один. Как рассказал нам сам Олег, в последнее время сюда приезжали три выпускника аграрного вуза, но все быстро покидали эти места. Одна из причин - ужасная дорога к селу. Вернее, их тут две, но какая из них лучше (а вернее, хуже), выбрать сложно. На одной чуть меньше ям, но зато она длиннее. Вторая короче, зато покрыта еще более страшными ухабами. В итоге, приехав в село Шагалалы, не можешь отделаться от одной мысли: удастся ли выбраться отсюда обратно на «большую землю»? Видимо, эти опасения и толкают молодежь обратно в город - туда, где жизнь и цивилизация.

 

Дохлый номер

В целом для аграрной отрасли качество дорог и связи - то лицо, на которое обращают внимание потенциальные инвесторы. Олег Соловьев рассказал историю о том, как в село Шагалалы приезжали итальянцы, полные планов построить тут фабрику по производству макарон. Но кое-как добравшись сюда по «стиральной доске», заметно приуныли - из этого Бермудского треугольника вывезти готовую продукцию будет большой проблемой.

Читать по теме: Как получить 20 ц/га без единого дождя

Понимают ли власти все это, рассуждая об инвестиционной привлекательности АПК, но не удосуживаясь решить вопрос элементарной доступности потенциальных площадок для новых проектов?

Что самое печальное, широко разрекламированный проект «Ауыл - Ел бесігі», якобы призванный решить вопрос повышения качества жизни на селе, напрочь забыл об этих двух проблемах.  

Да, отремонтируют в рамках проекта улицы внутри села - но как это улучшит жизнь сельчан, если дорога из самого села в город или райцентр по-прежнему останется зоной бедствия?

Что касается связи, то тут и вовсе дохлый номер - сколько миллиардов бесследно исчезли в этой чёрной дыре без малейшей отдачи? Исчезнет еще в сто раз больше, но ничего не изменится. Именно поэтому казахстанское село и вымирает.

Сергей Буянов

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.