Что мешает Казахстану увеличить экспорт ягнятины

На сегодняшний день в Казахстане насчитывается около 18 млн овец. Здесь ещё нужно учесть засуху прошлого года, после которой произошёл сброс существующего поголовья. Статистические данные после этого события ещё не были обновлены, поэтому пока будем ориентироваться на последние официальные данные.

Только 10-15% из этого скота - племенные животные. Это явно недостаточное количество. По мнению специалистов, отрасль придёт в нормальное состояние, когда число племенного скота будет равно примерно 30% от общего поголовья, то есть увеличится как минимум вдвое.

Для этого нужно развивать племенную работу. Действительно, какой смысл фермеру заниматься беспородным скотом, если вместо этого можно улучшить характеристики животных, после чего станет возможно содержать скот в тех же условиях, кормить его теми же кормами, но получать  гораздо больше качественного мяса?

 

Потерянная поддержка

В целом государство согласно с необходимостью повышать удельный вес племенных животных. Это важно для всех аспектов развития отрасли - от снижения себестоимости продукции до открытия экспортных перспектив.

- Для племенного животноводства особо значима поддержка государства, - рассказал порталу ElDala.kz Марк Гумеров, исполнительный директор Республиканской палаты овцеводства мясошёрстного короткошёрстного направления. - В первую очередь нужны дешёвые деньги, то есть дешёвые кредиты. Например, в прошлом году аграрно-кредитная корпорация кредитовала под 4%, через кредитные товарищества. На сегодняшний день это всё объединили в программу “Агробизнес”  и теперь кредитуют под 17%, с учётом того, что 10% субсидируется государством. На выходе получается 7%, то есть процент вырос. Суть в том, что они в одну копилку закинули программы “Сыбага” и “Алтын асык”, а также  программы по молочному скотоводству и прочие. Понятно, что после этого возможности кредитования в животноводстве ухудшились.

Читать по теме: Алмасбек Садырбаев: овцеводство – Клондайк экономики Казахстана

Возникают вопросы и к изменениям второго направлению поддержки, субсидирования. Коррупционные скандалы вокруг этого инструмента господдержки привели к созданию негативного образа. И теперь есть риск того, что, пытаясь застраховаться от рисков, Минсельхоз РК растеряет и все позитивные возможности, которые открывала такая вот поддержка важных направлений.

- Да, был негатив, кто-то не всегда справедливо получал субсидии, - пояснил Марк Гумеров. - Но разве этим занимались все фермеры? Возможно, были приняты какие-то сырые правила, подталкивавшие к таким вещам, - но это же далеко не везде происходило. Сейчас вообще все субсидии хотят объединить в одну линейку, отказавшись от поддержки многих важных вещей. Например, мы опасаемся, что будет исключена  селекционно-племенная работа. Но тогда у фермеров исчезнет стимул заниматься разведением и продажей племенных баранчиков. Также это снизит и интерес потенциальных покупателей к приобретению племенного скота, что приведет к снижению и без того невысокой доли племенных животных в общем поголовье страны. 

Особенно беспокоит фермеров то, что с 1 января 2022 года отменен льготный порядок уплаты НДС (методом зачёта) при импорте на территорию Казахстана всех видов племенных животных.

Читать по теме: В РК отменили льготный НДС при импорте пестицидов и скота

Это касается не только овцеводства, но и КРС, и племенного материала в виде  эмбрионов, - подчеркнул Марк Гумеров. - У нас их производства нет, их завозят - поэтому нам нужна поддержка государства. Она была в своё время, с 2019-го по 2022 год. А с 1 января льготу отменили, ни с кем никто не советовался. У нас в Костанайской области несколько фермеров завезли скот с расчётом получить льготный НДС. Оказалось, что его не будет, и теперь у них незапланированное  увеличение расходов. И так корма дорожают, и тут -  ещё одна нагрузка. Сейчас фермеры, которые завезли скот, говорят: если бы знали, что нам поставят такую подножку, то не стали бы вообще брать этот скот.

Вообще, подобная льгота делается на те товары, которых в Казахстане либо нет, либо они в малом объёме. Если бы у нас в стране был племенной скот в нужном количестве, то мы, конечно, взяли бы его здесь, но у нас просто нет этого объёма, тем более маточного поголовья.

 

Экспортный потенциал

Здесь сделаем небольшую паузу и пообщаемся с Нуржаном Жумадиллаевым, заместителем директора НИИ овцеводства имени К.У.Медеубекова, чтобы понять, насколько важную роль играет овцеводство в современном Казахстане.

- Основной экспортный потенциал нашей страны в животноводстве - это КРС и овцы, - уверен Нуржан Жумадиллаев. - Потому что конина и верблюжатина очень специфические, национальные продукты. В птицеводстве сидят крупные игроки, там ниша очень плотно занята. В КРС возможностей больше, хотя и там очень высока конкуренция. А вот в случае с бараниной, а вернее ягнятиной, у нас есть шанс выйти на мировой рынок и стать там одним из ключевых игроков. У нас и площадь пастбищ позволяет, и  поголовье есть, наработан большой опыт. Единственное, нужно изучить требования, стандарты покупателей, чтобы предлагать тот товар, который там ждут. Наши местные овцы не всем подойдут, поэтому и нужно завозить племенных овец тех пород, которые пользуются спросом, и вести соответствующую селекционно-племенную работу внутри Казахстана.

Читать по теме: Мясную породу овец создают в Казахстане

По мнению эксперта, если мы будем вариться в собственном соку, то это не даст возможности вырасти. В овцеводстве должна появится четкая структура хозяйств - кто работает на внутренний рынок, кто на экспорт, кто какими породами занимается. А у фермеров только тогда возникнет стимул увеличивать маточное поголовье и улучшать породные характеристики, когда они увидят возможности реализации мяса по достойной цене. В том числе - за рубеж.

- Нам сейчас нужно ввозить лучшие породы овец, - убеждён Нуржан Жумадиллаев. - Например, такие породы, как Иль де Франс или Дорпер, ставший в последнее время очень популярным. На их основе мы будем разводить свои породы. Если завезённые породы разводить в чистоте, то они неважно адаптируются из-за разницы природно-климатических условий и кормов. Сухой травостой им, например, тяжело переварить, и резко-континентальный климат для них очень суров. Поэтому мы должны заниматься скрещиванием. Эта работа обязательна, и государство обязательно должно пойти навстречу, создавая льготные условия для развития отрасли.

 

Мнение фермера

Фермеры, занимающиеся разведением овец в Казахстане, также говорят о необходимости поддержки государством селекционно-племенной работы.  

- Скот очень дорогой, особенно самые лучшие племенные овцы, которых приходится везти из Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, - прокомментировал Ораз Тлеугазы, учредитель ТОО “Асар” (Костанайская область). - У нас ведь нет доступа к морю, нам приходится везти их на самолётах. Представьте наши расходы и добавьте сюда еще и 12% НДС. Чтобы доставить сюда одного барана, фермеру нужно 700 евро. Если вдобавок оплатить 12% НДС, то  это получается +85 евро. То есть если грубо, фермер отдаёт за уплату НДС одну овцу, а  итоге это увеличивает срок окупаемости примерно на год.

Читать по теме: Асыл түлік возобновляет производство семени баранов

Само ТОО “Асар” занимается овцеводством не так давно, всего три года. Тем не менее это достаточный срок для того, чтобы прочувствовать все подводные камни этого бизнеса.

- Мы занимаемся этой темой три года, у нас есть 700 голов скота, есть 24 племенных баранчика породы казахская курдючная, - рассказал Ораз Тлеугазы. - Да, я хотел бы попробовать закупить лучшие мясные породы для интенсивного развития и природного преобразования. Понимаю, насколько это дорого и тяжело.  Племенное дело - это постоянный труд: недопущение кровосмешения, бонитировка, изучение селекции. Наверху должны понять, что мы занимаемся этим не для того, чтобы резать племенных баранов на мясо. Каждый завезенный племенной баранчик сегодня - это улучшение качества и объёма мяса для страны в будущем. Поэтому мы и ожидаем от правительства понимания. Развитие племенного животноводства - наша общая задача.

 

Нужное решение

Ситуация внезапная и странная, но когда все овцеводы страны выступают против несправедливого, по их мнению, решения, не остаётся ничего другого, как задуматься и, возможно, пересмотреть какие-то моменты.

Читать по теме: Казахстан теряет российский рынок мяса

- Считаю, что вопрос о льготном НДС нужно в срочном порядке поднять на уровне НПП “Атамекен”, в правительстве, пока ещё есть время, пока многие люди ещё не понесли убытков, - заявил Марк Гумеров. - Потому что кто-то приобрёл скот в январе, кто-то сейчас будет приобретать, кто-то будет приобретать в марте. С момента завоза скота ещё будет 120 дней, чтобы подать декларацию о завезенном товаре, по ней и будет решаться, то ли из своего кармана платить 12%, то ли государство всё же пересмотрит статьи 427, 428 Налогового кодекса, и племенные животные будут проходить методом зачёта.

Действительно, если продолжить игнорировать замечания фермеров, то они могут перестать интересоваться племенным животноводством в принципе. Те, у кого уже есть племенной скот, они, конечно, останутся. А вот те, кто только планировал покупку, могут отказаться от планов.

Остаётся простой вопрос - если страна хочет развивать племенное животноводство, почему государство не хочет его поддерживать?

Андрей Гончаров

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.