Дмитрий Пампур: Казахстан ворвался на органический рынок Европы

Рассказать о том, как в условиях пандемии себя чувствует казахстанский рынок  органической продукции, портал ElDala.kz попросил Дмитрия Пампура, директора компании Dikanshy из Петропавловска. Это один из немногих переработчиков органического сырья в стране, выпускающий готовую сертифицированную продукцию как на экспорт, так и для поставок на внутренний рынок.

Все интервью в формате видео можно посмотреть тут:

Интервью в аудиоформате можно послушать тут:

«Покупатели не понимают разницы»

- Здравствуйте, Дмитрий! Эксперты отмечают, что время пандемии интерес к органической продукции вырос, потому что она более здоровая и благоприятно влияет на иммунитет. Вы заметили рост продаж?

- Добрый день! Конечно, пандемия так или иначе повлияла на отношение людей к здоровому образу жизни, подтолкнула к здоровому питанию, в том числе – к органическим продуктам. Но должен сказать, что на нашем бизнесе мы впрямую пока не заметили роста. Могу объяснить это тем, что хоть в последние несколько лет интерес к органической продукции возрастал,  но главным образом в более обеспеченном слое населения. Это те людей, которые бывали за рубежом, посещали Европу и видели, как там на полках магазинов увеличивается ассортимент органической продукции. Покупали, пробовали, понимали преимущества. А возвращаясь в Казахстан, они создавали и тут внутренний спрос.

Читать по теме: Как кризис поможет развитию казахстанской органики​

Да, пандемия подтолкнула к органике и другие слои населения. Но здесь мы видим проблему – и у нас, и в соседних странах нет достаточного освещения этого вопроса. Поэтому многие покупатели не понимают разницы между настоящей органической продукцией и продуктами питания с маркировкой БИО, ЭКО и так далее.

- То есть, речь о так называемом greenwashing – когда производитель в маркетинговых целях выдает рядовую продукцию за экологические чистую, вводя покупателя в заблуждение.

- Да, для покупателя все это – один ряд продукции. Возможно, поэтому органика и не почувствовала заметного роста спроса. Конечно, мы видим, что интерес к нашим товарам растет, но связать этот процесс именно с пандемией не беремся. 

 

«Магазинам нужен ассортимент»

- Расскажите, что именно производит ваша компания, насколько широк ассортимент?

- Нашу органическую продукцию можно разделить на две части. Первое, это то, что мы производим, ориентируясь на тренды основного для нас пока рынка сбыта – Европы. Это основной объем. Второе – внутренний рынок. Мы заинтересованы, чтобы спрос и в этом сегменте рос. Хотя, пока он очень узкий.

Могу сказать, что мы подтолкнули интерес покупателей в нашем родном Петропавловске, и в целом в стране к такой культуре, как полба.

- Это дикая пшеница.

- Да, один из сортов дикой пшеницы, очень полезный и питательный, прародитель современной культурной пшеницы. Еще в 2013 – 2014 годах мы ее изучали, получив информацию о росте спроса на нее в Европе. Украинские коллеги познакомили нас с технологией выращивания, и мы решили привить ее у нас. Многие фермеры в Казахстане до сих пор про не нее слышали. Приходится объяснять, что это за культура вспоминать сказку Пушкина про Балду, и какой он кашей питался.

Читать по теме: В Казахстане растет спрос на «чистое» продовольствие

 Семена завезли в 2015 году, а в 2016 сертифицировали и вырастили первую партию. Начали продавать как на рынок Европы, так и на внутренний. В Казахстане новый продукт поначалу воспринял с большим скепсисом. Скажем, первый год все шло очень медленно. Но постепенно люди узнавали, пробовали, читали в Интернете, и в последний год мы видим рост спроса. На сегодня в Петропавловске наша полба есть уже в каждом магазине. А если не наша, то российская, где ее тоже активно выращивают. Это и сами зерна, и крупы, и макароны, и разная другая продукция.

Также мы начали ставить на полки органический лен. Льном Казахстан богат, но именно органического производится не так уж много. А наша компания – один из крупнейших производителей органического льна в стране.

Читать по теме: Какие ниши на рынке Европы откроются фермерам Казахстана​

Пока  основные позиции такие – лен, полба, мука из полбы. Но мы планируем расширять свой ассортимент, потому что те торговые сети, на которые мы выходили в Нур-Султане и Алматы, просят ассортимент шире, чтобы можно было заполнить всю полку.

Сейчас этот вопрос в разработке. Думаю, скоро появится от нашей компании и спельта, и ржаная мука, и рожь, и пшеница, и пшеничная мука. Все - органическое.  То есть, все, что у нас в севообороте есть, будем фасовать и предлагать покупателям в Казахстане.

- Кстати, если говорить о росте интереса и спроса, то тут велика роль торговых сетей. Как сейчас выстраиваются ваши отношения, в каких из них можно приобретать вашу продукцию?

- В Петропавловске мы охватили практически все крупные магазины. В Алматы, в Нур-Султане в торговых сетях мы пока не присутствуем, но магазины здорового питания уже имеют нашу продукцию. Переговоры ведем, будем расширять присутствие отечественной органической продукции компании Dikanshy.  

Читать по теме: В ЕАЭC сформируют единый рынок органической сельхозпродукции​

Внутренний спрос нам, производителям, очень нужен. Пока же объемы сбыта невелики. Взять ту же полбу – внутренний сбыт всего около 50 тонн в год в муке и крупе. А за пределы Казахстана мы продаем порядка 250 тонн. Вот такой дисбаланс. Причем, из этих 250 тонн в основном все уходит в Россию.

 

«Органический фермер заслуживает почета»

-  Со сбытом ситуация понятна. А увеличивается ли интерес у самих фермеров к выращиванию органической продукции? Растет ли их число?

- Да, растет, и мы радуемся этому факту. Считаю, немалая заслуга в этом Союза производителей органической продукции Казахстана, который активно работает уже два года и развивает бренд Qazaq Organic Food. Появились понимание, знания и интерес фермеров. Хотя, у многих пока сам интерес выше, чем желание шагнуть на это путь.

- Видимо, есть и какие-то сдерживающие факторы?

- К сожалению, этих факторов много, и они часто превышают плюсы для фермера в этом его непростом деле. Я всегда говорил, что выращивание пшеницы - это тяжелый труд, и всем людям, которые заниматься такой работой – почет. А органический фермер заслуживает почета вдвойне, потому что здесь добавляется еще много новых рисков. И не каждый готов на это пойти.

Читать по теме: ПРООН подсказала фермерам дешевый способ органической сертификации​

Поэтому в органике успех приносит либо взаимовыгодный союз фермера с трейдером, либо это должен быть крупный фермер с собственными выходами на европейские рынки.  В этом случае фермер понимает, какую продукцию надо производить, чтобы быть уверенным в  ее сбыте.

- То есть, один из факторов, сдерживающих развитие органического производства в Казахстане – неуверенность фермеров, что они смогут свой товар продать. Вот, в прошлом сезоне – цена на органическое зерно в Европе снизилась, и пшеница из Казахстана, достаточно дорого стоившая и на внутреннем рынке, оказалась «непроходной» в ЕС из-за расходов на транспортировку. В этой связи, расскажите, какие в нынешнем сезоне тренды на европейском рынке – что там можно будет продать с выгодой, а что нет?  

- Да, основные риски для фермера, основные сдерживающие факторы – неуверенность в сбыте. Дело в том, что краеугольный камень органического сельского хозяйства – соблюдение севооборота. Это то, что в  первую очередь контролируют сертификационные органы, помимо неприменения химических препаратов.  

Читать по теме: Пандемия повысила интерес казахстанцев к здоровой пище​

Поскольку в севообороте учувствует множество культур, у фермера проявляется задача все их реализовать.

При этом, органические поля дают урожайность ниже, чем конвенциональные. Соответственно, и цена на органику должна быть выше, чтобы у фермера сохранялся интерес к этому сектору – это так называемая органическая премия к цене.

 И тут вступает в силу закон рынка – сезон от сезона складывается неодинаково, и часть культур из севооборота сегодня могут стоить дорого, а на следующий год дешеветь.  Именно это мы увидели в прошлом году, когда в Европе подешевела органическая пшеница из-за высокого собственного урожая.  Оказалось, что злаковые культуры из Казахстана по цене не проходят в Европу, и мы увидел некоторое разочарование наших фермеров в органике. Ведь пшеница занимает основную долю в севообороте, и это все больно ударило по нашим производителям. 

- А что в нынешнем сезоне?

- В Казахстане зерно опять дорогое, но ситуация немного меняется. В Европе цены значительно выросли, и мы сейчас ждем, какой будет цена у нас. Есть вероятность, что хоть и с небольшим бонусом, но наши злаки будут проходить на рынок ЕС.

- Но видимо, самыми востребованными останутся масличные культуры?

- Да, именно за счет высокого спроса Европы на масличные у наших  фермеров и сохраняется интерес к органике. Премия на масличных культурах позволяет оставаться в этом секторе.

 

«Цена высокая, спрос колоссальный»

- Европа остается основным рынком сбыта казахстанской органической продукции. Если не ошибаюсь, по итогам прошлого года Казахстан вошел в десятку крупнейших поставщиков ЕС. Какие-то новые рынки сбыта открываются для нашей продукции? Например, Россия или Китай?  

- Про Казахстан можно сказать, что мы в органический рынок Европы просто ворвались. «Попали в десятку» - это мягко сказано. Со статистикой сложно, Казахстан по органике ее не ведет. Но мы смотрим на европейские источники. И исходя из них, Казахстан по злаковым культурам в сезоне 2018/2019 (когда спрос был высоким) занял вторую позицию, увеличив объем поставок в два раза.

– Видимо, после Украины?

- Да, Украина была на первом месте, а мы заняли 30% европейского рынка по органическим злакам. По итогам сезона 2018/2019 года по всей масличной группе мы заняли шестое место, а именно по льну у нас доля рынка порядка 40%. По прошлому сезону, 2019/2020 годов пока статистики нет, но думаю, там по масличке тоже рост.

- Урожай нынешнего года от засухи серьезно пострадал, каких результатов вы ждете по органическим культурам?

- Если говорить об урожае масличных, я бы все-таки дождался окончания страды и не стал говорить, что урожай у нас низкий – и в конвенциональных хозяйствах, и в органических. Да, информация о низких результатах звучит, но есть вероятность, что ее подталкиваю те, кто заинтересован в высокой цене.  В то же время, из ряда регионов приходят данные, что урожай выше среднего. И у нас в СКО есть хозяйства, получившие урожай выше, чем планировали. На фоне еще и выросших площадей (как минимум, на 30%), льна мы должны получить больше, чем в прошлом сезоне.  

Читать по теме: Переработчики предупреждают о резком подорожании масла

Да, уже со старта уборки цена на масличные высокая, и спрос колоссальный. Возможно, это связано с какой-то истерией на фоне пандемии. Сегодня растет в цене все, и лен в течение месяца дошел до границы, на которой закончилась цена льна в прошлом сезоне.

Так что, со сбытом органического льна, выращенного в Казахстане, я пока проблем не вижу. В принципе, мы его в Европу не так много и поставляем. По моим данным, объем все масличной органической группы в сезоне 2018/2019 составил порядка 12 тыс. тонн. Льна из них – около 10 тыс. тонн.

 

«Ждем спроса от китайцев»

- Возвращаясь к теме рынков сбыта: с Европой ситуация понятна. А в России и Китае какие-то интересные возможности у наших органиков есть?

- Россия берет нашу органическую продукцию, но пока далеко не в тех объемах, как Европа. И заказ оттуда идет даже не на органику, а на какие-то нишевые, эксклюзивные культуры, типа той же полбы или спельты. На такие культуры в России есть мода, поэтому идут заявки. Объемы сбыта растут, но они не всегда требуют именно органическую сертификацию. То есть, у них, как и у нас, у покупателей только еще формируется понимание органики. Эти стадии нам бы нужно быстрее пройти, потому что от других государств мы в этом здорово отстаем.

Ближайшие наши соседи, у кого мы можем учиться – Украина и страны Прибалтики, которые уже имеют свои системы контроля, системы сертификации и соответственно, растущий внутренний рынок. Нам нужно использовать опыт соседей и идти вперед ускоренными темпами. Пока именно отсутствие внутреннего спроса – серьезный сдерживающий фактор развития органического сектора. Существенная часть этой продукции должна сбываться внутри страны. Толчок этому должно дать государство, проводя разъяснительную, просветительскую работу, поддерживая тренд на здоровое питание.

Читать по теме: Казахстан заработал на экспорте органики 15 млн евро​

А самое главное – развивая национальную систему сертификации и контроля. Чтобы у народа было доверие – если у продукта есть органический сертификат, то он на самом деле более здоровый, чем тот, на котором просто написано ЭКО, БИО и т.д.

- А по Китаю какие перспективы?

- Китайский рынок очень сложный. Когда эта страна разворачивается к Казахстану по какой-либо продукции, это сразу производит революцию. Так будет и с органикой. Но сложность в том, что Китай не примет европейскую систему сертификации – у них она своя. Мы еще не до конца изучили европейскую, не получили собственную систему сертификации - и при этом еще и пытаться выйти на Китай сложно. Для фермеров это будет очень тяжело.

Да, мы ждем спроса со стороны китайцев. Но насколько мы знаем, Китай скупает большой объем органического сырья, а потом сбывает его в виде готовой продукции на те же европейские рынки.

 

«Присутствие Казахстана на BioFach обязательно»

- Спасибо за интересный рассказ, Дмитрий. У нас остается последний вопрос - это участие Казахстана в феврале нынешнего года в крупнейшей выставке органического продовольствия в Германии BioFach-2020. У нашей страны тут впервые был свой стенд, и вы принимали участие в его работе. Расскажите, какое значение для продвижения органической продукции Казахстана имеют такие мероприятия, какие результаты они приносят?

- Считаю это важнейшим событие в развитии органического сектора Казахстана. Это личная победа и Союза производителей органической продукции РК, который принимал непосредственное участие в организации стенда. Это и победа всех, кто заинтересован в развитии этого сектора в нашей стране. Казахстанские производители и трейдеры смогли под национальным флагом на такой серьезной площадке, где представлен весь мир, показать свои возможности. Это не просто важно – это необходимо, это обязательное условие развития.  

Мы это почувствовали на себе. Занимаясь более семи лет поставками в Европу, посещая ранее эту выставку просто в качестве гостей,  мы наконец-то обрели новое качество. Когда мы стоим под флагом страны, к нам потенциальные партнеры приходят сами, знакомятся, интересуются. Отношение уже сразу серьезное. Есть место, где вести деловые переговоры. То есть, площадка дает возможность заявить о себе.

Читать по теме: Казахстан вошел в десятку главных поставщиков органики в Европу

И самое главное – выставка проходит в очень удобное время, в феврале. Изучая представленную там информацию, мы можем понять, какие тренды будут актуальны в следующем сезоне. Это немаловажно – провести анализ и осознать, что будет пользоваться спросом на рынке, и уже весной, во время сева, исходить из этой информации. У нас остается время обзавестись семенами, скорректировать площади и севооборот, изучить нужные агротехнологии. Все это мы получаем благодаря участию в BioFach. Поэтому я и считаю обязательным присутствие Казахстана на этой площадке. Главное, чтобы карантин нам не мешал.

В этом смысле я смотрю на подход России – по многим позициям в производстве органической продукции они слабее нас, но их трейдеры присутствуют на всех основных мировых выставочных площадках, не только на BioFach в Нюрнберге. Думаю, для их развития – это хороший толчок. И нам тоже нужно действовать аналогичным образом.

- Большое спасибо, Дмитрий! Уверен, что благодаря вам тема органического продовольствия нашим читателям стала намного понятнее. Удачи вам в уборке урожая.

Сергей Буянов, фото автора

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.