Дамир Калдыбаев: Нельзя перекладывать на фермеров бремя семеноводства

На качество семян фермеры Казахстана обращают все более пристальное внимание.

Поговорить об успехах и проблемах казахстанских селекционеров и семеноводов портал ElDala.kz пригласил Дамира Калдыбаева, директора Карабалыкской сельскохозяйственной опытной станции. Это один из старейших аграрных научно-производственных центров страны, обрабатывающий 10 тыс. га в Костанайской области и регулярно предлагающий земледельцам новые сорта различных сельхозкультур собственной селекции.

Читать по теме: Мы – архитекторы настоящего

 

Все интервью в формате видео можно посмотреть тут:

Интервью в аудиоформате можно послушать тут:

 

«Проблема качества семян стоит остро»

- Готова ли наша аграрная наука удовлетворять растущий спрос фермеров страны в качественных семенах? И какие сложности возникают у наших селекционеров при выполнении этой задачи?

- Карабалыкская сельскохозяйственная опытная станция – селекционное предприятие, работающее на севере Казахстана, в Костанайской области. Многие фермеры нас знают как из средств массовой информации, так и являясь покупателями наших семян.

Качество семян всегда было актуальным вопросом, как в советское время, так и на сегодняшний день.

Проблема стоит остро. Хотелось бы отметить, что был период, когда мы потеряли многое от той системы семеноводства, которая была выстроена когда-то. Многие семеноводческие хозяйства закрылись, во многих районах они отсутствуют. И это создает кое-какие проблемы, в том числе и по распространению новых семян новой селекции.

Но сейчас этот вопрос решается. Мы видим, что открываются семеноводческие хозяйства, а существующие хозяйства обновляют свою материально-техническую базу. При этом занимаются не только отечественными сортами и селекцией, но и сортами из России и дальнего зарубежья.

Читать по теме: Почему Казахстан все сильнее зависит от импортных семян

Что касается повышения качества семян, используемых фермерами Казахстана, то нам необходимо все-таки увеличивать сеть семеноводческих хозяйств в стране. Проблема сейчас в чем заключается: средние и крупные сельхозтоваропроизводители доступ к высокопродуктивным семенам имеют. Чтобы их приобрести, они готовы ездить и за 300 км, и за 400 км, и за 1000 км. Ради результата они готовы такие затраты нести. Но нельзя забывать о мелких фермерах, которые сеют до 1000 га. Они такими возможностями не располагают.

Поэтому, к сожалению, они выпадают из процесса сортосмены, сортообновления. Зачастую довольствуется теми семенами, которые у них сеются годами - массовой репродукции. Или у соседа берут.

 Именно их не удовлетворяет та система субсидирования приобретения качественных семян, которая у нас сейчас имеется. Потому что возмещение 15% - это все-таки мало для них.

Мы давали предложения Минсельхозу, что мелким хозяйствам необходимо как минимум 50% затрат на семена перекрывать. Потому что нельзя перекладывать на них бремя семеноводства. Они никогда не будут себе ставить семяочистительные машинки. Они будут продавать практически весь свой урожай мельничным комбинатам осенью, а весной покупать весь объем семян. Им легче так. И это правильно – каждый должен заниматься своим делом. И мы хотим, чтобы этот момент в системе субсидирования семеноводства учитывался.

- К вашим предложениям в Минсельхозе прислушаются, как вы думаете?

- Сейчас этот вопрос очень активно обсуждается на различных площадках – НПП «Атамекен», НАНОЦ. И я отмечу, что  происходит очеь живая беседа. В отличие от подготовки предыдущих программ в нынешней хотят учесть наше мнение, внести необходимые изменения. Надеюсь, в новой программе развития АПК на 2022-2026 годы все это получит отражение.   

Наше мнение таково: в каждом сельском районе хотя бы 1-2 семеноводческих хозяйства должно быть. Хотя бы в зерносеющих регионах. А сейчас в Костанайской области, в Карагандинской, Акмолинской, Северо-Казахстанской есть районы, где семеноводов нет. Надо создавать условия для их появления, предлагать преференции. На базе существующих крупных товарных хозяйств это можно делать. Многие де-факто занимаются семеноводством, их нужно легализовать и оказать поддержку.

 

«В России селекционеры сильнее зависят от господдержки»

- Хотелось бы еще ответить на вопрос о том, как государство сейчас поддерживает селекционеров. Так вот мы сейчас участвуем в программно-целевом финансировании на очередную трехлетку, с 2021-го по 2023 год. Она также активно обсуждается, хоть и в режиме online. И мы видим, что и со стороны Минсельхоза, и со стороны НАНОЦ есть желание изменить подход к поддержке науки.

Мы видим, что тот объем финансирования, который запросили под исследования, в целом поддерживается. В марте надеемся его получить. Но и без этого мы на месте не стоим, развивая свое собственное производство, за счет которого имеем возможность поддерживать науку.

Читать по теме: В Костанайской области рассчитывают увеличить урожай на четверть

Если сравнивать с Российской Федерацией, то там селекционеры более плотно зависят от государственной поддержки. Потому что в свое время им оставили по 1000-1500 га земли, остальную забрали. И это их минус. А мы имеем на своем балансе 10 тыс. га посевных площадей. В целом пашни у нас - 14 тыс. га, но часть паруется. И за счет собственного производства мы проводим большую работу. Так, например, премируем свой коллектив, имеем возможность ежегодно повышать зарплату. Также имеем возможность обновления машинно-тракторного парка. 

То есть государство дало нам удочку, а не рыбу. Прямое финансирование – это рыба. А нам дали удочку, в том числе я имею в виду и ту технику на 1,5 млрд тенге, которую приобрели. И мы теперь должны показать свою эффективность, не должны отставать от передовых хозяйств. И должны на собственных полях показывать эффективность своих сортов.

- Вы нам уже рассказывали, что у вас сейчас идет сортосмена. Расскажите подробнее, по какому пути развития идет Карабалыкская СХОС, чтобы успевать за требованиями рынка.

- Да, с 2018 года мы начали активную сортосмену. То есть внедряем новые сорта собственной селекции в производство. В результате можем предложить фермерам приобретать эти семена. А ведь ранее доходило до абсурда - новые сорта наши селекционеры регулярно регистрировали, но в производство они не поступали. И в результате купить их сельхозтоваропроизводители просто не могли. Смотрите: с 2015 года мы районировали 17 сортов, созданных нашими учеными. Эти новинки прошли через государственные сортоиспытания, выдержав жесточайшую конкуренцию. Но только в 2018 году мы запустили программу по замене старых сортов этими новинками.

Кстати, одно из наших предложений – вернуть районирование и для тех сортов, которые у нас сегодня завозятся из-за рубежа. Потому что мы в Россию можем продавать только те сорта, которые там прошли госсортоиспытания – в течение 3 лет. А от них к нам могут завозить все что угодно, без всяких барьеров.

Читать по теме: Платить роялти за российские сорта придется семеноводам РК​

При этом мы у себя запустили внутреннюю программу в партнерстве с бизнесом. Из-за нехватки государственных средств для проведения полноценной работы в области селекции привлекаем средства бизнеса. То есть при покупке семян наших новых сортов, которые пользуются огромным спросом («Айна», «Фантазия», «Асангали-20», «Медикум-18»), подписываем с сельхозтоваропроизводителями соглашение о том, что они вносят нам дополнительно к коммерческой цене семян еще 30-40 тыс. тенге с тонны.

Эти деньги идут на финансирование создания новых сортов в 2022-2023 годах. Меня радует то, что фермеры с этим согласны. Например, у нас тонна семян «Айны» сейчас стоит 200 тыс. тенге. Из них 60 тыс. тенге – вклад фермера в будущие разработки. Это большое подспорье для наших ученых.

Вот такой механизм мы запустили, и я думаю, его можно распространять и среди других селекционных центров Казахстана.

 

«Время создания сорта сократится на 3-5 лет»

- Технические возможности Карабалыкской СХОС  сейчас позволяют вести селекцию и выращивать товарные объемы семян?

- Да. Получается, в 2018 году, еще до начала финансирования государством, по 269-й бюджетной программе мы получили почти 1,5 млрд тенге на капитализацию. А с 2018 года начали вкладывать уже собственные средства в обновление машинно-тракторного парка, ангаров, семяочистительных линий. В целом закупили 84 единицы техники на сумму 2 млрд 74 млн тенге. Из них 53 единицы – за счет собственных средств, 31 единицу – за счет бюджетной 269-й программы.

В целом провели небывалое обновление своей материально-технической базы, и это внесло свою лепту в улучшении наших показателей. Все ведь прекрасно понимают, что надо применять удобрения, работать гербицидами. Все это надо делать, и вовремя. Но, к сожалению, до обновления мы это делать не могли. До 2018 года работали на К-700, у нас даже не было своего опрыскивателя. Даже отсеяться вовремя не могли - уходили на июнь, а уборка у нас продолжалась еще в ноябре.

- И, конечно, все это негативно сказывалось на результатах.

- Конечно. Мы сравнили два года. Прошлый был засушливый – по условиям идентичный с 2012-м. Мы их сравнили. Урожай в 2012-м был 12 ц/гв, в 2020-м – 15 ц/га. Представляете, разница 3 ц/га – это четверть объема. И мы ее получили только за счет того, что смогли в срок провести все агротехнические мероприятия, смогли внести удобрения и провести защиту растений.

Это пример для всех фермеров – надо вкладываться. Не нужно думать, что это расходы, это - инвестиции. Вложите – получите прибыль. Не вложите – уйдет в минус.

- С материально-технической базой все понятно. Давайте затронем вопрос человеческого капитала. Как у вас обстоит дело с кадрами?

- У нас работает более 300 человек. Честно говоря, для хозяйства, которое сеет 10 тыс. га, это сумасшедшие цифры. Но мы сохраняем коллектив, круглый год все у нас обеспечены работой.

И есть целый пакет разных видов поддержки. Во-первых, мы удешевляем корма. Например, уже пятый год у нас не меняется цена на концентрированные корма – 20 тыс. тенге. Хотя, на рынке эта фракция пшеницы сейчас стоит 80-85 тыс. тенге. Но мы цену снижаем в 4 раза, чтобы наш коллектив имел возможность заниматься личным подворным хозяйством. Сеном обеспечиваем, соломой, чтобы наш коллектив содержал скот и имел дополнительные источники доходов.

Еще одна мера поддержки – для того, чтобы в летнее время имелось достаточное количество пастбищ, мы одно поле в 100 га обработали, засеяли и выстроили пастбищеоборот.

Читать по теме: Семена Карабалыкской СХОС выстояли в жару

Что касается зарплаты, то сейчас мы ее повышаем. Если раньше зарплаты были в районе 50-55 тыс. тенге, то сейчас меньше 70 тыс. не будет. То есть всем добавляем по 20 тыс. Кто получал 70 тыс., будет получать 90 тыс. Кто получал 90 тыс. – тот будет получать 110 тыс.

Это повышение ложится на нас суммой в 50-60 млн тенге в год. Но мы идем на это осознанно, потому что понимаем: сейчас все дорожает, и необходимо поддерживать коллектив через зарплаты, через премии.

Еще хотелось бы отметить, что мы хотим создать научный кластер. Да, дефицит квалифицированных кадров ощущается остро. Выпускников университетов интересует не только зарплата, но и условия жизни на селе. Самое главное - жилье. И с начала нынешнего года при поддержке НАНОЦ, акимата Карабалыкского района, акимата Костанайской области мы отрабатываем вопрос восстановления 16-квартирного дома.

В нашем селе в 200 метрах от центральной конторы имеется 4-этажный дом, где два подъезда заселены, а один брошен. Совместно с акиматом мы посмотрели состояние квартир и пришли к выводу, что за счет СХОС вполне можем его в нынешнем году восстановить. НАНОЦ нас в этом поддерживает. Вопрос только в передаче с баланса Карабалыкского района на наш. Если мы это здание восстановим, то 16 квартир заселим своими специалистами.

Следующий шаг – создать несколько лабораторий – биотехнологическую, агротехническую. Что нам это даст? Ускорение процесса селекции за счет внедрения новых методов. На ученом совете мы это уже обсудили - время создания каждого сорта сократится на срок от 3 до 5 лет.

 

«Сорт «Ламис» вошел в тройку лучших»

- Возвращаясь к вашим сортам – какие лучше всего показали себя в прошлом году? И какие новинки вы предложите фермерам в нынешнем сезоне?

- Многие фермеры уже знают наш сорт мягкой яровой пшеницы «Айна». Он и проявил себя лучше всего в 2020 году. В 2018-м этот сорт нашей селекции был районирован в трех северных областях Казахстана. И каждый год «Айна» нас удивляет. Это сорт интенсивного типа, и мы ожидали, что он себя лучше проявит в первой агроклиматической зоне. Но оказалось, что «Айна» неплохо показывает себя и в более засушливых регионах – в Акмолинской области, вокруг Нур-Султана, и в Карагандинской, Осакаровском районе.

То есть сорт это очень пластичный, который подстраивается под любые условия возделывания.

Нас такой факт удивил: ТОО «Жана Ай» из Осакаровского района Карагандинской области приобрело у нас 20 тонн семян «Айны». Это 1100 км от нас. Позвонили 2 октября, рассказали, что получили среднюю урожайность 39,5 ц/га. Другое хозяйство в Осакаровском районе «Велес +» получило 33 ц/га.

- При средней в Карагандинской области на уровне 12 ц/га.

- Да. И это реальные факты, которые говорят, что при должном уходе, при выполнении агротехнических мероприятий, при внесении удобрений сорт раскрывает весь свой потенциал.

Наряду с этим сортом у нас хорошо показывает себя «Фантазия» - тоже мягкая яровая пшеница. Урожайность 30-35 ц/га. И тоже подходит под разные зоны.

- Какие-то новые ваши сорта сейчас проходят испытания?

- Да, ежегодно мы передаем на госсортоиспытания не менее трех сортов по разным культурам. С прошлого года это мягкая пшеница «Флеберже», «Степнодар», ячмень «Бочонок», твердая пшеница «Байсары». А с 2019 года у нас на испытаниях сорт мягкой пшеницы «Краюшка» - в нынешнем году по нему уже должно приниматься решение.

Читать по теме: Озимые помогут преодолеть климатический негатив​

А уже в нынешнем году мы передали на испытания сорт пшеницы «Карабалыкская ранняя». Биотехнологическую лабораторию мы хотим открыть у себя именно на основе опыта создания таких сортов, как «Карабалыкская ранняя». В 2014 году сотрудничали с немецкой фирмой, которая использовала метод дигаплоидов (удвоенные хромосомы) и помогла в создании этого сорта.

Также в нынешнем году по мягкой  пшенице мы передали очень хороший сорт «Алаш», сорт «Отар-2», созданный нами в партнерстве с лабораторией одноименной части в Жамбылской области. По ячменю – сорт «Вираж», по твердой пшенице – «Алтын Орда». Кроме этого, мы еще передаем сорта кормовых и зернобобовых культур.

На Дне поля, который мы планируем на июль, хотим все эти сорта показать. Хотелось бы отметить уникальный сорт, по которому мы уже провели районирование и планируем его распространять – «Ламис», мягкая яровая пшеница. Мы его испытывали в Заречном, это Есильский район Акмолинской области. Там одновременно было 26 сортов, и «Ламис» вошел в тройку лучших. Он на протяжении 3 лет, наряду с российским сортом «Августина», показывал лучший результат. Мы этот сорт вводим в производство, он у нас придет на смену "Омской-36".

 

«Что недобрали зимой, пусть выпадет летом»

- Спасибо за интересный рассказ! А у нас последний вопрос – чего ждете от нового аграрного сезона? Как прошла зима, какие надежды на весну и лето?

- За всю Костанайскую область и весь Северный Казахстан говорить не могу, буду говорить только за Карабалыкский СХОС. У нас есть своя метеостанция, что позволяет нам вести наблюдения. Так вот,с октября по февраль мы получили чуть более 90 мм осадков.   

- Это норма.

- Да, среднемноголетняя норма, практически идеальная. Но в то же время хотелось бы отметить, что в прошлом году за этот период выпало 136,6 мм. Мы сторонники того, что зимние, осенние, весенние осадки роль играют, но не главенствующую. И это подтверждает опыт прошлого года – получив с избытком осадков зимой, летом мы столкнулись с засухой. За период вегетации у нас влаги было на 30% меньше нормы, и средняя урожайность по району составила 8-9 ц/га.

Так что в нынешнем году надеемся на противоположную ситуацию – то, что недобрали зимой (в сравнении с сезоном 2020-го), пусть выпадет летом.

А что касается зимних осадков, это хорошее подспорье на период сева. На него влаги должно хватить. Так то надеемся, что год сложится удачно для всех нас, и мы получим высокий урожай с хорошим качеством зерна.

Сергей Буянов

 

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.