Почему экспорт мяса и муки из Казахстана лишают господдержки

Система господдержки аграрной отрасли Казахстана будет изменена со следующего года. Пока Минсельхоз РК ведет с фермерами и отраслевыми ассоциациями обсуждение реформы, Министерство торговли свой шаг уже сделало, объявив о том, что с 18 августа прекращается возмещение части затрат на продвижение на внешние рынки казахстанской сельхозпродукции широкого ассортимента - от муки до мяса.

Своим мнением о том, какой должна быть оптимальная система субсидирования, с порталом ElDala.kz поделился Бейбит Ерубаев, генеральный директор компании KazBeef. Это вертикально интегрированный холдинг по производству говядины, который входит в число немногочисленных экспортеров мяса из Казахстана.  

- Вообще, господдержка должна иметь временные рамки и направлена на поддержку тех отраслей, которые могут за определенный период встать на ноги, чтобы дальше уже оставаться конкурентоспособными и двигаться самостоятельно, без поддержки государства, - сказал Бейбит Ерубаев. - А делать господдержку постоянной - это неверно. Не нужно поддерживать те отрасли, у которых нет будущего. И, возможно, именно сейчас самое время переосмыслить политику субсидирования.

Этот принцип эксперт относит как к господдержке производства, так и экспорта. Выплаты из бюджета не должны создавать искусственное конкурентное преимущество любому виду сельхозпродукции. Напротив, поддерживать нужно те отрасли, которые обладают конкурентными преимуществами в силу естественных причин. Например, стимулом для развития животноводства в Казахстане служит наличие обширных пастбищных угодий.

Читать по теме: Как KazBeef помогает создать «вечный двигатель» экономики

На фото: Бейбит Ерубаев

При этом развитие любой отрасли должно идти в четком соответствии с долгосрочной стратегией, предполагающей достижение промежуточных результатов (milestones). Их достижение должно сигнализировать, эффективна ли господдержка и нужно ли ее продолжать. Если этого нет, то даже перспективный сектор может оказаться в тупике - как и случилось с животноводством Казахстана.

То есть в «мясном проекте» 2010 года была определена конечная цель - увеличить экспорт говядины и довести его до определенного объема за 10 лет. Но какими должны были быть промежуточные результаты? Этого не определили. Все должно было развиваться поступательно: сначала поддержка фермеров для увеличения поголовья КРС в стране. Это естественным образом должно было привести к строительству большего числа откормочных площадок. После этого в стране должен был появиться определенный объем мяса для экспорта.

Однако такой поступательности достичь не удалось, несмотря на вливание огромных денег в отрасль. Более того, не были выполнены и условия стимулирования экспорта, не связанные с финансовыми вложениями - прежде всего, открытие внешних рынков. Тот же Китай, который позиционировался как основной рынок сбыта, так и не приоткрыл свои двери для охлажденного мяса из Казахстана. Короткое время туда поставлялось более дешевое замороженное мясо с нескольких мясокомбинатов, но потом исчезла и эта возможность. А в начале 2022 года запрет на поставки ввела и Россия, обратив внимание на проблемы с ветеринарной безопасностью в Казахстане.

Читать по теме: Мукомолов Казахстана лишат господдержки по экспорту

Все это - провал тех самых промежуточных результатов, которые должны были предполагать и работу с внешними рынками, и создание мощной системы ветеринарии. И, конечно, поддержку рядовых фермеров через предоставление пастбищных угодий и развитие кормовой базы.

- Сейчас у нас по пальцам можно пересчитать экспортеров мяса, - обратил внимание Бейбит Ерубаев. - Их три-четыре, включая и KazBeef. О чем можно говорить, когда для поставок мяса из Казахстана открыты лишь несколько стран? Поэтому по мясу сейчас нет никакого смысла субсидировать продвижение на экспорт. Вместо этого мы ждем от государства работу по открытию внешних рынков. Это для нас стало бы лучшей поддержкой. Откройте Россию, откройте Китай - мы туда сами выйдем и наладим сбыт. Без всяких субсидий.

Если же экспорт какого-либо вида сельхозпродукции возможен только при господдержке, то это искусственное конкурентное преимущество, которое ведет в никуда, считает эксперт. Потому что в этом случае рано или поздно все развалится как карточный домик.

- Поэтому, как бы кощунственно это ни звучало, я полностью согласен с отменой господдержки экспорта муки, - сказал Бейбит Ерубаев. - Казахстанское мукомолье неконкурентоспособно по целому ряду причин - от отсутствия у нас выходов на морские порты и заканчивая более дорогим сырьем. Ведь урожайность пшеницы в Казахстане намного ниже, чем в России, поэтому зерно у нас всегда будет дороже, чем у северного соседа. Как в этих условиях наше мукомолье может сохранять конкурентоспособность? Это невозможно.

Читать по теме: Чем опасно дешевое мясо для животноводства Казахстана

Исходя из этого, эксперт считает целесообразным сокращать посевы пшеницы и выращивать либо более маржинальные, либо более востребованные на внутреннем рынке культуры. В том числе и ячмень для создания кормовой базы животноводства. В производстве говядины у Казахстана конкурентные преимущества сохраняются. При решении проблемы открытия внешних рынков эта отрасль может спокойно работать на экспорт без господдержки. И таким образом производители фуража смогут встроиться в эту цепочку и получать прибыль через мясо. Это будет гораздо эффективнее, чем получать прибыль через производство муки - у мяса добавленная стоимость намного выше.

Сергей Буянов

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Казахстана на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.